Гомосексуалист, провокатор, фотограф. Семьдесят лет со дня рождения Роберта Мэпплторпа.

Nov 04, 2016 23:59



Самый скандальный фотограф прошлого века, известный по снимкам цветов и половых актов, Роберт Мэпплторп для человека его сексуальной ориентации ушёл из жизни весьма предсказуемо, банально умерев от СПИДа.





Robert Mapplethorpe

С этого дня прошло уже двадцать семь лет, и если после смерти Фредди Меркюри никакого "The show must go on" по понятным причинам быть уже не могло, то когда из жизни ушёл Роберт, шоу началось с удвоенной силой, и цена на оригинальные отпечатки его работ взлетела просто до небес. Помимо фотографий тюльпанов и огромных пенисов Мэпплторп оставил после себя множество портретов знаменитостей, которые сегодня особенно в цене.
Сложно даже представить себе, сколько может стоить например портрет бывшего "Мистер Вселенная" Арнольда Шварценеггера. Думаю, ценник будет совершенно негуманный.



Данная ситуация для творчества покойных знаменитостей вполне обычна, здесь нет ничего удивительного. Мне же в его фотографиях интереснее другое, а именно процентное соотношение таланта и скандальности. Чего там больше, первого или второго? Для чего он сделал больше, для искусства фотографии, или для популяризации однополого секса?



На эту тему спорить можно долго, кому-то может казаться, что в его снимках нет вообще ничего кроме грязи, а на взгляд другого зрителя Мэпплторп как никто другой умел фиксировать скульптурную форму своих моделей, а гомоэротика - это всего лишь следствие предпочтений автора.



На мой взгляд нет никаких сомнений в том, что если бы в снимках Мэпплторпа отсутствовал элемент эпатажа, они никогда не получили бы такой известности. Плюс нельзя не отдать ему должное, тыча зрителю в лицо визуальное сходство цветка и эрегированного члена, Роберт искусно балансировал на грани искусства и порнографии, пожиная заслуженную славу.

Чувствительным, и легко оскорбляющимся натурам я настоятельно рекомендую от дальнейшего чтения воздержаться..

Широкая известность и звание эпатажного фотографа позволяли Роберту наслаждаться общественным вниманием. Иногда он мог расслабиться, и сделать совершенно обычные снимки, просто классические портреты, без намёка на непристойность. Но хватало его не надолго, и если портрет Виллема де Кунинга исполнен очень просто, без подвоха...



То на снимке Луизы Буржуа уже обнаруживается прекрасный аксессуар.



А здесь использование цвета, как мне кажется, объясняется желанием подчеркнуть хорошую венозность цветка.



И подготовить зрителя к следующему снимку, где вены тоже хорошо видны.



Предпочтение именно квадратного формата кадра, как мне кажется, объясняется любовью Мэпплторпа к центральной, уравновешенной композиции.







Забавно, даже женское "ню" в его исполнении всегда предельно маскулизировано.





Ну, почти всегда...



Но что в личности Мэпплторпа всегда подкупало лично меня, так это его художественная честность. Его автопортреты никогда не были скучными и лощёными, на них он был таким же, как и его модели - искренним и открытым:



Таким мы его и запомним

Замечательный человек

Previous post Next post
Up