Неискоренимый идиотизм кинематографического образования.

Apr 29, 2016 08:00

Каждый вуз, занимающийся подготовкой будущих режиссёров и сценаристов, неизменно поддерживает древнюю и глубоко чтимую традицию составления списка фильмов, "обязательных к просмотру". И российский ВГИК, и Американский институт киноискусства, свято следуют этой традиции.

Read more... )

НАКИПЕЛО!, прокино

Leave a comment

temucheen April 29 2016, 06:53:04 UTC
Обычному человеку, конечно, смотреть немое кино ни к чему. Студентам же необходимо смотреть на то, как искали кинематографические решения режиссеры в те времена, когда у кино еще не было слов.

Что, конечно, не отменяет косности преподавателей ВГИК (которые, такое впечатление, сами ничего не смотрели за пределами этого самого списка 100 лучших фильмов). У меня, например, знакомый защищал диплом по более чем известному французскому режиссеру, так он ждал несколько месяцев пока оба преподавателя, которые смотрели достаточно его фильмов, соберутся, один из них все время был в разъездах. Другой поступил в аспирантуру ВГИК и хотел писать кандидатскую по темам как раз близким к Тарантине (спагетти-вестерны), никто не соглашался ее вести, по причине отсутствия знаний на тему. Причем потом плюнул и хотел писать по нуарам, но результат был примерно тот же. В годы молодости преподавателей ВГИК не было ни то что интернетов, а даже и видео, а теперь уже неинтересно.

А вот Тарантино как раз, как мы знаем, долгое время занимался тем, что смотрел кучу фильмов (большинство из которых как раз избегают в кинематографических заведениях), а потом уже начал снимать на их основе свой винегрет. Местами действительно шикарный, местами ужасно скучный.

Reply

strravaganza April 29 2016, 08:21:20 UTC
"Студентам же необходимо смотреть на то, как искали кинематографические решения режиссеры в те времена, когда у кино еще не было слов."

Зачем смотреть "как искали", если можно смотреть "как уже нашли"?

Насчёт Тарантино я выше уже писал, что треш смотрят все, а Тарантино такой один. Пожалуй, не просмотр треша делает из человека хорошего режиссёра.

Reply

temucheen April 29 2016, 08:35:10 UTC
Потому что искусство - постоянный поиск, где нет готовых решений, и обучение тут может быть только индивидуально. Проблема современной режиссуры, по-моему, как раз в том, что все вылезают откуда-то из клипмейкеров и им не то что немое кино, даже какой-нибудь Антониони глубоко параллелен. У меня есть друзья в кинобизнесе: так удивляются, что там полно людей, которые не то что Гриффита с Мурнау, имен Спилберга с Лукасом не знают. А современная критика на полном серьезе считает, что все что было до "Крестного отца" - глубокое старье и мусор. ну примерно как вы с Эйзенштейном.

Ну речь не о трэше, а скорее о том, что среди "так называемого треша" есть много фильмов, на которых стоит поучиться. И у Тарантино был нужный взгляд на вещи, чтобы суметь это понять.

Reply

strravaganza April 29 2016, 09:09:54 UTC
По моему глубокому убеждению, даже для развития "нужного взгляда" Гриффит уже бесполезен.

Reply

temucheen April 29 2016, 11:22:01 UTC
Да фуй бы с ним с Гриффитом, честно говоря. Это как раз время, когда кино делало первые шаги и студентам объясняют как появлялись приемы, которые повседневно стали использоваться. Но это, если угодно, уже не наскальная живопись, а какое-нибудь раннее средневековье.
И списки эти, именуемые в глянцевых журналах 100 лучших фильмов, на самом деле следует именовать "100 фильмов больше всего повлиявших на историю кино", и составляются они во ВГИКах разных стран, как учебное пособие. И да, среди них много работ, увязших в своем времени, присутствуют в том числе, конечно же, попавшие не по кинематографическим, а по социальным причинам.
Мне, несмотря на серьезное увлечение кинематографом, нужна серьезная причина чтобы смотреть, не то что немой, а вообще фильм, снятый до условного 1955-го года (как, впрочем, и после 2000-го).
А моя первая жена, интересующаяся кинематографом на уровне "давай посмотрим что-нибудь интересное", как-то с удовольствием отсматривала фильмы Пабста.

Reply

strravaganza April 29 2016, 13:23:02 UTC
Прошу прощения, но я буду упорствовать. Вот вам конкретный список: http://goldkino.narod.ru/VGIK.html

Я конечно извиняюсь, но... "Кормление ребёнка"? Что, серьёзно? Нет уж, вы меня извините, я останусь при своём мнении, эти списки - полный идиотизм.

Reply

temucheen April 29 2016, 15:32:48 UTC
Упорствовать в чем?
В том, что фильмы снятые до 1920 года надо убрать из любого уважающего себя списка? Да на здоровье. Но студентам-то хоть объясните как параллельный монтаж там появился.
В том что это - дурацкий список? Дурацкий, конечно. Там же написано, что человек свел воедино фильмы, которые советовали посмотреть разные преподаватели (наверное, по разным абсолютно причинам). Про "культурный багаж образованного человека", я полагаю, автор этого списка добавил. Или какой-нибудь душевнобольной преподаватель.
В итоге получился список фильмов более-менее доступных в СССР в годы молодости этих самых преподавателей.
Я-то считаю, что человек, который все это пытается посмотреть, либо сойдет с ума, любо, на каком-то этапе поймет, что ему действительно надо, а что оставить "преподавателям ВГИК" и к ним примкнувшим.

Reply

temucheen April 29 2016, 15:39:14 UTC
А в смысле - идиотизм. Ну, с одной стороны, наверное. Если речь идет о том чтобы получить удовольствие от кино, ориентироваться на списки, конечно, глупо.
С другой, для обучения, как методический материал, с которым следует ознакомиться студенту, смысл, мне кажется, есть.

Reply

strravaganza April 29 2016, 16:01:02 UTC
"как методический материал, с которым следует ознакомиться студенту, смысл, мне кажется, есть"

Я очень извиняюсь, а вы вообще "Кормление ребёнка" видели?

Reply

temucheen April 29 2016, 16:08:12 UTC
Нет, конечно. Я вообще не знаком с творчеством братьев Люмьер. Насколько понимаю, там все достижение было: взять в руки камеру и идти снимать. Вот это как раз "наскальный рисунок" и есть.

Reply

strravaganza April 29 2016, 16:26:59 UTC
Вот этот наскальный рисунок и советуют смотреть. О том, насколько это смешно, мой сегодняшний пост.

Reply

temucheen April 29 2016, 19:52:45 UTC
ОК, но в посте все-таки были Протазанов, Гриффит и Эйзенштейн, а не "Приближение поезда" с "Рождением ребенка". Которых я, возможно неверно, перенес на немое кино вообще.

Reply

strravaganza April 29 2016, 20:00:22 UTC
А Гриффит на мой взгляд ничем не лучше "Политого поливальщика"! Потому что примитивен, и устарел безмерно.

Reply

temucheen April 30 2016, 06:12:10 UTC
Ну мы сейчас опять по кругу идем ))
Гриффит, скорей, часть лекции для студентов, о том как кино начало уходить от чистого развлечения, как возник параллельный монтаж, как начали использовать крупные планы.

Reply

murzillo April 29 2016, 10:16:06 UTC
вооот! именно.

Reply


Leave a comment

Up