Jun 03, 2014 12:54
У Рене Жирара есть необычное толкование Чуда о гадаринском бесноватом. Иисус изгоняет бесов из бесноватого -- они вселяются в свиней -- свиньи сверзаются с обрыва в море. Иисус с исцеленным приходят в город, где их встречают недовольные горожане. Люди просят Иисуса отойти от их места.
Обычно реакцию благочестивых горожан понимают как недовольство тем, что Иисус погубил стадо свиней, которых в общем-то жалко.
Жирар предлагает увидеть в бесноватом выделенное и вынесенное за городскую черту живое хранилище общественных пороков, грехов, аккумулятор городской темноты, существование которого жизненно важно для общества. Люди освобождаются от необходимости решать свои проблемы, встречаться со своим злом. Они отправляют свой мрак в живой "мусорный бак", который ютится где-то среди могил и который в один из дней можно уничтожить -- или он разорвет себя сам.
Иисус освобождает носителя городских темнот от его бремени, и "бесы" возвращаются к своим "хозяевам", которых, конечно такой поворот никак не может устроить.
Такое вытеснение общественного напряжения и зла происходит и сегодня. Тюрьмы, интернаты для душевнобольных, зоны военных конфликтов. Мы краем глаза следим за "бесноватыми" и отправляем новые и новые волны зла в "мусорные баки". Но приходит Христос (а Он приходит обязательно), и все сторицей возвращается нам. И следующее действие за нами.
проза,
вслух