Click to view
моя вторая лекция в рамках курса (о котором раньше я мог только мечтать) "теоретическая и прикладная призракология": "семиотика и эстетика привидений"
из описания курса:
"Призракология - интерпретативный перевод понятия «хонтология» (фр. hantologie, англ. hauntology), придуманного Жаком Деррида для обозначения некоей «науки» о призраках, и, благодаря непроизносимой «h» во французском звучащего почти как «онтология», т.е. теория сущего или его бытия. Впоследствии, во многом благодаря Марку Фишеру, выражение «призракология» стало применяться к разного рода культурным практикам, обозначая не то стиль, не то приём (в музыке, кино, театре и т.д.), и часто превращаясь в характеристику современности - как времени, пережившего собственное будущее.
В кратком курсе по призракологии мы остановимся на разнообразных аспектах призрачности (онтология и критика, семиотика и эстетика, этика и политика призраков), на роли и месте призрачного в локальной (постсоветской) ситуации, а также зададимся вопросом, как быть с призраками и практиковать призрачность сегодня".
краткое содержание лекции:
"Семиотика как теория знака, эстетика как теория чувственности. Различение и неразличимость духа и призрака. Призрак как «воплощение» духа. Парадоксальная феноменальность призрачного, её избыточность и ущербность. Встреча с призраком как «событие». Атеологическое истолкование «чудесного» (Батай). «Жалкие чудеса» спиритизма, «эктоплазма» и техническое тело призрака. Spirit photography и фотография post mortem. Фрейд: работа скорби, идея травматического генезиса психики и культуры. Теории травматического происхождения привидений в «психических исследованиях». Говорящий мангуст Джеф и Кыштымский карлик. Теории травматического генезиса образа. Образ и знак. Классификация знаков у Пирса, проблема мотивированности отношения означающего и означаемого, вопрос об иконичности языка. Онтологические условия знаковости, «двоичность» вещи (Пятигорский). Концепция негативности у Гегеля: избыточность и ущербность чувственной достоверности, снятие (Aufhebung) и «след», знак как «гробница» вещи. Подручность и знаковость, наличность и эстетический опыт у Хайдеггера. Бланшо: слово как отложенное убийство вещи, обыденный и литературный язык, поэтический и прозаический уклоны литературы, гул языка и его приостановка, негативность и нейтральность. Аналогия образа и трупа, зачарованность и «сущностное одиночество». Речь, субъективность и десубъективация (Агамбен). Некротический характер связи означающего и означаемого.
съёмка и монтаж: дарья кабра
курс проходит в рамках программы постсоветских исследований школы "что делать?"
спб, 28/3/2020