http://stroina-figurka.com/2013/12/22/как-приучиться-есть-полезную-еду/ Иногда, решив «начать новую жизнь с понедельника» и найдя какую-нибудь диету поувлекательнее, мы сталкиваемся вдруг с неожиданным препятствием - своей неготовностью заменить очень вредный салат «Оливье» на очень полезный салат с морской капустой. А от одного вида супер-полезной цветной капусты нас корежит…
Люди с сильной волей все-таки заставляют себя - ведь «пацан сказал - пацан сделал», (и бывает, что доводят себя до того, что организм отказывается принимать уже любую пищу - не только «полезную», но и когда-то «любимую»), люди менее волевые, пострадав немного, выкидывают засохший от неупотребления кресс-салат и возвращаются к бутербродам с колбасой.
Неужели нам никогда не перейти к здоровому питанию, а быть вечными заложниками фаст-фуда?
Спасение есть!
Скандинавские ученые доказали, что при помощи нескольких несложных приемов можно добавить в свой рацион пищу, которая раньше казалась вам невкусной.
Статья, на которую ведет
ссылка, описывает эксперимент, проводившийся в нидерландских школах, в ходе которого, проверялось, можно ли «приучить» детей к новому продукту, не отнимая еду, к которой они привыкли. Повторю - никакого насилия, никаких «так, дети, с сегодняшнего дня мы все станем стройными и здоровыми».
Кратенько опишу эксперимент для тех, кому влом читать по-английски. В нескольких школах детям предложили в качестве перекусов на завтрак батончики из камута и тыквы. Поскольку батончики эти сладкие, с семечками и так далее, дети приняли их с большим удовольствием.
Когда исследователи убедились, что батончики с камутом пользуются популярностью практически у всех участвующих в эксперименте детей, им предложили в качестве альтернативы батончики с облепихой (существенно более кислые, но тоже вкусные и полезные). Понятно, что поначалу детям облепиховые батончики не понравились совсем. Но это в общем-то и ожидалась - у многие люди (а у детей это особенно заметно) бояться пробовать новую, непривычную, еду.
Новые, облепиховые, батончики детям не навязывали, а просто давали вместе с привычными, камутовыми. Поначалу дети новые батончики не ели, потом самые смелые все-таки отважились… А к девятому разу оказалось, что потребление новых и старых батончиков сравнялось. Т.е. от старой любви дети не отказались, но новую еду в свой рацион все-таки добавили.
И теперь мы, замученные нарзаном любители здорового образа жизни, получили инструментальное знание, как добавить в свой рацион новую, непривычную, но полезную еду.
Да-да! Банальнейшим способом «повторяющейся экспозиции»!
Формулируем пошаговую инструкцию:
1) Покупаем еду, которую хотим добавить в свой рацион
2) Готовим
3) Подаем на стол!
НО подаем не только ее, но и то, что едим привычно, то что уже знаем и любим. Можно даже не акцентироваться специально на новом блюде. Можно даже не пробовать его, если совсем не хочется! Но пусть стоит на столе - сейчас у вас с новой едой важный этап отношений - знакомство.
Эксперимент на детях нидерландских ученых показал, что к девятому предъявлению нового продукта, дети уверенно включают его в свой рацион. Без насилия и /или уговоров.
Это решение не так самоочевидно, как кажется на первый взгляд. Вспомните, сколько родителей пытаются приучить своих детей есть полезную пищу, а не только сладкое и чипсы. А вот именно так - методом повторяющейся экспозиции!
Во-первых, мы все до какой-то степени консервативны, нам требуется некоторый период привыкания к новым условиям - и, конечно же, еды это тоже касается. За то время пока новое, еще незнакомое, блюдо стоит на вашем столе, вы привыкаете к его виду, запаху, а если еще и отваживались попробовать, то и ко вкусу.
Кроме того «узнавание» работает не только на этом первом, очевидном, уровне, но включаются и не осознаваемые нами механизмы привыкания и предъявления - так называемый «эффект простой экспозиции», описанный Зайонцем (Kunst-Wilson и Zajonc, 1980)*.
Метод «повторяющейся экспоции» - не единственный, о нескольких других методах добавления непривычной пищи в свой рацион, я расскажу в следующий раз
---------------------------
* Испытуемым в течение 1мс показывались по 5 раз в случайном порядке 10 разных многоугольников (т.е. эксперимент был организован так, что условия предъявления исключали возможность опознания).
После этого дважды проводилась тестовая фаза, когда те же 10 многоугольников предъявлялись в парах с новыми многоугольниками (теперь при экспозиции 1с).
В одном случае от испытуемых требовалось определить, какой из двух многоугольников предъявлялся в первой фазе. Результат теста узнавания дал правильных ответов 48% (все равно что монетку подбрасывать, чтобы выбрать правильный ответ!).
Но реально интересными оказались результаты второго теста: в нем требовалось сказать, какой из двух многоугольников больше нравится. И вот из стимулов, которые больше понравились испытуемым, 60 % были старыми (40 % новыми). Шестнадцати из 24 испытуемых многоугольники, которые они видели раньше, понравились больше!