(Untitled)

Dec 17, 2024 01:20

- Говорят, при Твардовском (несмотря на всю его либеральность) в журнал не брали современную, модернистскую поэзию. Твардовский ее не любил ( Read more... )

Leave a comment

raf_sh December 17 2024, 10:57:09 UTC
Бедный Коржавин, похоже, почему-то считал, что привычная ему повествовательная силлаботоническая поэзия с не-корневыми рифмами и есть обязательная для каждого стихотворца (русскоязычного?) органическая форма. То, что "органика" может быть и в духе Аполлинера, Блеза Сандрара, э. э. каммингса, Э. Монтале, Ф. Гарсиа Лорки, Яниса Рицоса, Уоллеса Стивенса, Брехта, Мандельштама, Пастернака, Цветаевой, Маяковского, Хлебникова, Слуцкого (и т. д., и т. д.) ему, видимо, было недоступно. Впрочем, и вполне классицистского И. Бродского он невзлюбил по "творческим" причинам. Надо заметить, что и А. Кушнер, считая себя забронзовевшим, до сих поучает литераторов в том же духе.

Если же экстраполировать такой подход на изобразительное искусство, то оно должно было закончиться максимум на Курбе, Коро, Бугро и "передвижниках", а в скульптуре - максимум на Родене и Бурделе. Я же, например, не вижу, чем освободившиеся из этой построенной лишь в XVII-XIX вв. тюрьмы импрессионисты, фовисты, экспрессионисты, сюрреалисты, кубисты и проч. менее органичны. По-моему, даже намного более. Просто назову наугад Дега, Тулуз-Лотрека, Анри Руссо, Модильяни, Пикассо, Макса Бекманна, Кирхнера, Нольде, Отто Дикса, Ремедиос Варо, Бернара Бюффе, Ансельма Кифера ... Генри Мура, Анри Лорана, Константина Брынкуши...

Вообще, высказывание Коржавина как раз и выражает противоположное тому, что он думает, что сказал. Уже не замечаемый им гнет закосневшей формы он пытается представить, как пространство свободы. :)

Reply

strochka_ December 17 2024, 16:38:41 UTC
О поэзии не возьмусь судить, но, на мой взгляд, большинство упомянутых Вами художников (как и поэтов, безусловно), в самом положительном смысле отвечают рассуждениям Коржавина. Субъективно всё это можно трактовать, ничего не поделаешь. Либо совпадает, либо нет.

Reply

raf_sh December 17 2024, 16:49:13 UTC

Не понял Ваше "в самом положительном смысле отвечают рассуждениям Коржавина". Т. е. упомянутые мной выпендриваются и "подстраивают произведения под форму" или, наоборот, органичны и "улавливают уже данное в его форме"?

Кстати, о соотношении формы и содержания очень любопытно рассуждал О. Э. Мандельштам в очерке "Разговор о Данте".

Reply

strochka_ December 17 2024, 16:55:54 UTC
Упомянутые Вами - органичны, не подстраиваются. Хорошо, что о "Разговоре о Данте" напомнили, перечитаю.

Reply

raf_sh December 17 2024, 17:12:42 UTC

:) Тогда непонятно, что Твардовский (и Коржавин) считали за нелюбимую "современную, модернистскую поэзию". Вознесенский, Бродский, Соснора, Пригов - вполне органичны, каждый по-своему, хотя формы их для силлаботоника "необычны". В Вики о Тв. написано:

"В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма".

По-моему, это скорее обскурантизм. Хотя многие вещи самого Твардовского (тем более "Теркина") я очень ценю, но бывают же и другие поэтические организмы.

Если же говорить о совсем современном искусстве, то, кроме "концептуального" мусора есть и Кифер, и вообще немало значительных, но необычных органиков.

Reply


Leave a comment

Up