Окончание
Начало Продолжение 4. Действия России в контексте возможного применения наркокартелей в системно-сетевой войне
Реальность описанного сценария в отношении стран, где присутствуют интересы России, вынуждает прорабатывать тактику и стратегию контрмер, причем, не только реагируя на складывающиеся обстоятельства, но и осуществляя превентивные действия. Касательно упредительных мер, то отечественными специалистами уже выдвигались предложения, суть которых сводилась к ликвидации глобальных наркопотоков через переход к "экономике развития, когда в основе принимаемых решений лежат проекты развития и целевые долгосрочные кредиты", а также путем уничтожения "воспроизводства наркопроизводства, построенного на восполняемых биоресурсах - кустов коки и опиумного мака как первоисточника основной массы наркоденег"[24]. Однако следует отметить, что подобная идея планетарного развития практически нереализуема из-за непреодолимых противоречий между ключевыми международными акторами. Должен существовать способ противодействия обсуждаемой угрозе в условиях, когда эффективное взаимодействие между сторонами-антагонистами невозможно, поскольку одна из них, прежде всего влиятельная часть элиты США и коллективного Запада в целом, сама заинтересована в индуцировании данной угрозы в своих узкогрупповых и геополитических интересах. Значит, у России должен быть ответ на вызов, если транснациональные наркоструктуры в тесном взаимодействии с системными государственными акторами осуществят вторжение в страну или регион, где есть или в перспективе могут появиться стратегические интересы России.
В этой связи целесообразно вернуться к рассмотрению ситуации в Венесуэле. Кризис, обусловленный комбинацией внутренних и внешних причин[25], с высокой вероятностью способен критически повлиять на устойчивость власти чавистов. Если венесуэльскому руководству удастся сохранять контроль в стране даже в таких условиях, то риск военной операции против него возрастет. В случае вторжения в Венесуэлу с использованием "облачного противника", возможности Каракаса не только удержать обстановку, но и в целом сохранить государство резко уменьшатся. В таком случае, логично ответить на подобную угрозу через создание сетевых контрструктур, в которых иерархическая и сетевая формы организации будут сбалансированы. Подчеркнем: поскольку отвечать на упомянутую угрозу классическими методами (регулярными войсками) заведомо бесперспективно, поскольку тыл противника недосягаем, то создание сетевых структур является необходимым условием. Подобный подход более соответствует рассматриваемому типу угрозы и может повысить робастность военно-политической системы государства-мишени за счет повышения ее адаптабельности в противодействии "облачному противнику". Данная схема позволит сочетать преимущества иерархических структур (батальоны, дивизии, армии, верховное командование и т.п.) с полуавтономными группами, которые применяются согласовано с военным руководством. Россия способна помочь боливарианскому руководству в организации таких структур. Здесь отметим, что в первые годы сирийской войны САА достигала наибольшего успеха там, где армейские формирования действовали в тесной координации с местным ополчением[26], имеющим признаки сетевых структур. Разумеется, колоссальная ресурсная диспропорция между Сирией и коллективным агрессором в конечном итоге привела к истощению проасадовских сил и без Ирана и России Дамаск ждало поражение, но это не отменяет факт эффективности подобного взаимодействия. Следовательно, осуществление подготовки сетевых военизированных формирований должно быть начато как можно раньше - как только и если появятся первые убедительные разведпризнаки организации наркокартелей и, возможно, других транснациональных преступных структур в качестве источника ударной силы против Венесуэлы. Критически важно не упустить даже не начальные этапы самих военных действий, а предшествующую им эскалацию. Необходимо понимать, что в системно-сетевой войне определить, когда начнется собственно вторжение/мятеж чрезвычайно трудно, поскольку во время ее начальной фазы подрывная активность может маскироваться под протестные выступления молодежи и т.п., как это было в начале сирийского конфликта. Россия в состоянии способствовать подготовке сетевых структур, в т.ч. используя опыт в Сирии, на территории Венесуэлы, а также остальных дружественных стран Латинской Америки и других регионов планеты для защиты своих жизненных интересов.
Также необходимо учесть еще один фактор. Если против Венесуэлы все же будут применены наркокартели обсуждаемым способом, то, вероятней всего, последует скоординированная с агрессией пропагандистская компания, суть которой заключается в обвинении боливарианского руководства в создании наркогосударства. В подобных заявлениях уже были замечены некоторые представители венесуэльских оппозиционных кругов, например, Луис Искьель[27]. Примечательно, что Луис Искьель представляет Коалицию оппозиционных партий, которая выступила за введение санкций со стороны США[28], т.е. следует откровенно антигосударственной линии. Смысл формирования образа наркогосударства очевиден: коллективный агрессор всеми средствами постарается обвинить власти Венесуэлы в содействии наркоторговле и активном сращивании с наркокартелями, чтобы переключить внимание мировой общественности с самой интервенции и использования наркогруппировок на "преступления режима" и т.д. Аналогичные методы применялись и продолжают применяться коллективным Западом и его сателлитами в отношении любой страны, которая подвергается агрессии с его стороны. Этим способом властей страны-мишени целенаправленно обвиняют в "преступлениях против своего народа", в "спонсировании терроризма", в "связях с преступными группировками" и т.п. Данной дезинформацией агрессор пытается получить моральное обоснование своим действиям в глазах мирового сообщества. По всей видимости, аналогичный приём будет использован и против Венесуэлы, если обсуждаемый в данной статье сценарий станет реальностью.
Заключение
Подытоживая вышесказанное, важно выделить следующее. Наркокартели обладают необходимыми характеристиками для использования их в качестве основы "облачного противника". Ключевыми особенностями этих организаций являются тесное взаимодействие с институтами и ведомствами государств-агрессоров по типу США, налаженная логистика и инфраструктура, психологическая подготовленность потенциальных боевиков из криминально-террористических наркоструктур к действиям в условиях неограниченного насилия, готовая сетевая адаптивная организация, оптимальная для использования в системно-сетевой войне. При этом если проводить сравнение с Сирией, то в случае дестабилизации ситуации в Венесуэле России нельзя действовать путем создания аналогичных военных баз. Причина состоит не только в географической удаленности региона Латинской Америки, но и в опасности увязания в войне, что несет стратегическую угрозу, как в настоящее время в Сирии. Кроме того, особенно важно создавать сетевые структуры в потенциальной стране-мишени до военных действий (которые могут начаться под видом мятежа и т.п.), в крайнем случае, сразу после их начала. Потеря времени недопустима, поскольку потенциальный противник, вероятней всего, будет обладать значительным превосходством в ресурсной базе. Поэтому единственный шанс избежать катастрофического сценария является перехват инициативы.
Параллельно и скоординировано с подготовкой и оказанием помощи в управлении регулярных войск и создании сетевых военизированных структур дружественной России страны должна проводиться подрывная работа в среде наркокартелей. Предположительно, при грамотном использовании их противоречий, существует реальная возможность стравить наркокартели между собой, создав для одной части из них иллюзию того, что ее конкуренты, также задействованные в войне, получат решающее преимущество и после окончания войны усилят позиции за ее счет. Например, под "чужим флагом" убедить в угрозе критической потери своего людского потенциала, способной усилить конкурентов, или в утрате контроля над наркопотоками и территориями посева коки, и пр. Цель - подрыв мобилизационной базы противника. Особенно важно вызывать крайнюю степень недоверия к спецслужбам США и их союзников, которые будут управлять вероятной агрессией. Недоверие между наркокартелями - главная уязвимость во всей схеме их применения как базиса "облачного противника", ею можно и нужно воспользоваться. Отечественные разведслужбы обладают необходимым опытом и навыками такой работы. Создание сетевых структур в дружественной России стране-мишени, в случае начала коллективной агрессии против нее, вместе с параллельной и скоординированной работой по дезорганизации тыловой базы наркокартелей способны дать нужный результат и если не сорвать вторжение, то создать такие условия, когда издержки агрессора на ведение войны превысят потенциальную выгоду от нее.
Наконец отметим, что тема применения наркокартелей как "облачного противника" не ограничивается только Латинской Америкой, но ее раскрытие выходит за рамки данной статьи.
Библиография
1. Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего. Концептуальные основы и практические выводы // И.М. Попов, М.М. Хамзатов. М.: Изд-во Кучково поле, 2016. С. 832.
2. Хамзатов М.М. "Облачный противник": новая угроза международной безопасности // Доклад: на открытии Дней науки 2014 "Современные аспекты международной безопасности", МГИМО. 2014. 9 апреля. URL:
http://eurasian-defence.ru/?q=node/30887 (дата обращения: 01.07.2018).
3. Trump Alarms Venezuela With Talk of a ‘Military Option’ // The New York Times. 2017. 12 August. URL:
https://www.nytimes.com/2017/08/12/world/americas/trump-venezuela-military.html (дата обращения: 01.07.2018).
4. Brusk S. Colombian President to Pence: No US military intervention in Venezuela // CNN. 2017. 14 August. URL:
https://edition.cnn.com/2017/08/14/politics/colombia-pence-venezuela/index.html (дата обращения: 01.07.2018).
5. Клеймёнов И.М. Организованная преступность в Колумбии и Мексике // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2014. №2 (39). С. 204-214.
6. Mexican cartels hiring US soldiers as hit men // Fox News Channel. 2013. 1 August. URL:
http://www.foxnews.com/us/2013/08/01/mexican-cartels-recruiting-hit-men-from-ranks-us-military.html (дата обращения: 02.07.2018).
7. Linehan A. Deported To Mexico, US Veterans Are Pressed Into Service By Drug Cartels // Task & Purpose. 2017. 22 May. URL:
https://taskandpurpose.com/deported-veterans-war-mexico/ (дата обращения: 02.07.2018).
8. Gagne D. Bloody Attack on Police in Mexico Raises Jalisco Cartel’s Profile // InSight Crime. 2015. 8 April. URL:
https://www.insightcrime.org/news/analysis/bloody-attack-police-mexico-raises-jalisco-cartel-profile/ (дата обращения: 02.07.2018).
9. Botobekov U.T. ISIS and Central Asia: A Shifting Recruiting Strategy // The Diplomat. 2016. 17 May. URL:
https://thediplomat.com/2016/05/isis-and-central-asia-a-shifting-recruiting-strategy/ (дата обращения: 02.07.2018).
10. Международный терроризм и ЦРУ. Документы. Свидетельства. Факты / Асоян Б.Р., Замойский Л.П., Сырокомский В.А., Тарин О., Тимофеев И.В., Светов Б. М.: Изд-во Прогресс, 1982. С. 272.
11. Poverty Increased in 2016 in Latin America and Reached 30.7% of the Population, a Percentage Seen Holding Steady in 2017 // Economic Commission for Latin America and the Caribbean. 2017. 20 December. URL:
https://www.cepal.org/en/pressreleases/la-pobreza-aumento-2016-america-latina-alcanzo-al-307-su-poblacion-porcentaje-que-se (дата обращения: 03.07.2018).
12. Beittel J. Mexico: Organized Crime and Drug Trafficking Organizations // The Congressional Research Service. 2017. 25 April. URL:
https://fas.org/sgp/crs/row/R41576.pdf (дата обращения: 03.07.2018).
13. Flanigan S. Terrorists Next Door? A Comparison of Mexican Drug Cartels and Middle Eastern Terrorist Organizations // Terrorism and Political Violence. 2012. Vol. 24. P. 291.
14. Овчинский В.С. Новый мировой беспорядок // Газета "Завтра". 2016. 4 августа. URL:
http://zavtra.ru/blogs/mirovoj-besporyadok-krimokratiya-i-vyiboryi-prezidenta-ssha (дата обращения: 03.07.2018).
15. Иванов В.П. Антинаркотическая дипломатия и геополитика России в Латинской Америке // ИЛА РАН. Круглый стол на тему "Транснациональная организованная преступность (терроризм, коррупция, наркотрафик) и состояние борьбы с ней в странах Латинской Америки". 2015. 16 декабря. URL:
http://www.narkotiki.ru/5_81672.htm (дата обращения: 05.07.2018).
16. Webb G. Dark Alliance: The CIA, the Contras, and the Crack Cocaine Explosion // Seven Stories Press, 1998. P. 601.
17. Scott P. Washington and the politics of drugs // Variant. 2000. Vol. 2. № 11. P. 3.
18. Kelley M. Mexican Diplomat Says America Pretty Much Invited The Sinaloa Drug Cartel Across The Border // Business Insider Australia. 2012. 2 October. URL:
https://www.businessinsider.com.au/stratfor-the-us-works-with-cartels-2012-9 (дата обращения: 04.07.2018).
19. Lynch J., Boyette C. and Simon D. What is MS-13? The 'transnational' street gang on the FBI's radar // CNN. 2017. 3 March. URL:
https://edition.cnn.com/2017/03/03/us/ms-13-gang-explained-street-gang-international/index.html (дата обращения: 04.07.2018).
20. The MS-13 Threat. A National Assessment // The Federal Bureau of Investigation. 2008. 14 January. URL:
https://archives.fbi.gov/archives/news/stories/2008/january/ms13_011408 (дата обращения: 05.07.2018).
21. Crabtree B. The nexus of conflict and illicit drug trafficking // The Global Initiative against Transnational Organized Crime. 2016. URL:
http://globalinitiative.net/wp-content/uploads/2016/10/The-nexus-of-conflict-and-illicit-drug-trafficking-Syria-and-the-wider-region.pdf (дата обращения: 05.07.2018).
22. Катасонов В.Ю. Всемирная наркомафия и банки. Введение в тему // Фонд стратегической культуры. 2012. 3 октября. URL:
https://www.fondsk.ru/news/2012/10/03/vsemirnaja-narkomafia-i-banki-vvedenie-v-temu-i-16855.html (дата обращения: 03.07.2018).
23. Львов П. Сирийские пасьянсы: вытеснение Ирана и России продолжается // Новое восточное обозрение. 2018. 20 июня. URL:
https://ru.journal-neo.org/2018/06/20/sirijskie-pas-yansy-vy-tesnenie-irana-i-rossii-prodolzhaetsya/ (дата обращения: 05.07.2018).
24. Ivanov V.P. Worldwide Drug Trafficking as the Key Factor of the Escalating Global Financial and Economic Crisis // Center for Strategic and International Studies. 2011. 18 November. URL:
http://www.larouchepub.com/eiw/public/2011/eirv38n47-20111202/32-37_3847.pdf (дата обращения: 06.07.2018).
25. Стригунов К.С. Три тупика Николаса Мадуро // Военно-промышленный курьер. 2018. 5 июня. URL:
https://vpk-news.ru/articles/42973 (дата обращения: 06.07.2018).
26. Павлов В., Несмиян А.Е. События в Сирии и их проекции на Россию // Интервью с военным корреспондентом "Анна-Ньюс" В. Павловым. 2013. 23 октября. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=FnUoBwLb-Ec (дата обращения: 07.07.2018).
27. Pellet-Recht S. Le Venezuela est-il en train de devenir un narco-Etat? // Slate. 2014. 8 October. URL:
http://www.slate.fr/story/91589/venezuela-narco-etat (дата обращения: 19.09.2018).
28. Оппозиция Венесуэлы поддержала санкции США в отношении республики // ТАСС. 2017. 28 августа. URL:
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4511367 (дата обращения: 20.09.2018).
***
Первоисточник