(перевод выполнен по просьбе Олега; оригинал
здесь)
Конунг Вальдимар
[1] дал своему сыну Кристофору
[2] государство в Йотланде; он был герцогом в Хейдабё и обладал причитающейся властью; это был могущественный человек. У конунга Вальдимара постоянно были затруднения, пока он правил государством; он совершил 8 походов к реингам, прежде чем покорил эту
(
Read more... )
В сборнике «Славяне и скандинавы» (М. 1986) в статье «Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона» Й. Херрманн писал на стр. 52:
«Со второй половины XI в. рюгенские славяне и поморяне снаряжали крупные флотилии, многократно отражали набеги датчан и в свою очередь нападали на датские острова, даже заселив некоторые из них115. С поморянского побережья Балтики в это время были организованы подобные же экспедиции против Готланда, Эланда и в южную Швецию. Во второй половине X в. местное население восстанавливало такие старинные оборонительные сооружения, как в Экеторпе на Эланде; и здесь нередки были поселения славянских военных дружин. Известный шведский исследователь М. Стенбергер пришел к выводу, что многочисленные славянские элементы в материалах поздних слоев Экеторпа могут указывать не только на торговые связи, но и на то, что Эланд в это время был занят славянами с южного побережья Балтики, о чем сообщают Саксон Грамматик и датская "Сага о Кнютлингах"116».
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st012.shtml
Последнюю ссылку (Stenberger М. Eketorp in Öland. Ancient Village and Trading Settlement. - Acta Archaeologica. København, 1973, v. 44, p. 14) я проверить не смог, на что именно ссылался Стенбергер. А самостоятельно в «Саге о Кнютлингах» нашёл только одно сообщение, в котором как будто упоминаются и Эланд (Eyland), и славяне (в конце 76 главы):
Eptir þetta setti Eiríkr konungr menn til landsgæzlu á Vinðlandi, ok heldu þeir ríki þat undir Eirík konung. Síðan fór Eiríkr konungr til skipa sinna ok sigldi síðan heim til Danmerkr með sigri miklum. Hann kom fyrst við Eyland skipum sínum, er hann kom sunnan af Vinðlandi, sem Markús segir
http://norse.ulver.com/src/konung/knytlinga/index.html
Насколько я понимаю речь здесь вовсе не о том, что славяне жили на Эланде, а о том, что после победы над ними и возвращения в Данию Эрик впервые посетил Эланд, откуда вновь уплыл на юг в Виндланд.
Ещё раз Эланд упоминается в 123 главе, но о славянах там вроде бы ни слова. Или я просто не то название принял за Эланд? Но и по упоминанию славян ничего похожего не нашёл.
К слову, у Саксона тоже указаний на славянские поселения на Эланде не обнаружил. Один раз Эланд (Olandia) упомянут как родина одного из участников Бравалльской битвы, а также в сообщении, что после покорения руян Вальдимар подчинил Эланд (Gesta Danorum. XIV, 40, 2), причём Саксон сожалеет, что в этом случае ему пришлось воевать с христианами, то есть речь явно не о балтийских славянах.
В общем, я пришёл к заключению, что эти ссылки должны бы приурочить археологические следы славян на Эланде к относительно поздним временам, но подтверждений этому в указанных источниках нет. Но может быть, ошибаюсь я сам, не могли бы Вы разрешить вопрос по крайней мере с «Сагой о Кнютлингах», упоминаются в ней славянские поселения на Эланде или вообще в Швеции, или всё же нет?
Reply
- вернее, «когда он пришёл с юга из Виндланда, сперва он привёл свои корабли к Эйланду (Эланду)», а в остальном Вы правы, конечно же. Это глава 76.
В 123 главе «Кристофор, епископ Абсалон и Асбьёрн отправились туда и поплыли к Эйланду; там захватили они много денег, так и людей», но в этой главе описывается война с курами-куршами, а не с реингами-руянами.
Больше Эйланд (Eyland, Эланд) в «Саге о Кнютлингах» не упоминается, по крайней мере, в этой редакции.
Reply
Сам я думаю, что изначально круглые укрепления на Эланде и других прибрежных районах Скандинавии датируемые от эпохи великого переселения народов до эпохи викингов основывали ещё венедо-вандальские поселенцы, вероятно, освоившие не только Янтарный путь от Балтики до Адриатики, но и торговлю мехами из Скандинавии, о которой упоминал Иордан (Гетика. 21).
Они же стали одной из составных частей полабских славян (называемых венедами и вандалами), для которых как раз характерна такая форма укреплений, только сделанных не из камней, а из дерева и грунта, и керамику которых (относимую к 7-11 векам) находят в тех же скандинавских укреплениях. Следы двуязычия видят, например, в словах Меркатора о том, что у населения острова Рюген "Язык у них был Словенской да Виндалской".
Reply
Leave a comment