Мелодии драм

May 03, 2011 21:42

С прелестной lecoeurdelocean развлекаемся просмотром мелодрам (пока 1,5 шт) в режиме: она хвалит, я брюзжу.

Перед просмотром новой порции решил сформулировать мысли о мелодраматическом жанре. Внизу традиционно многа букафф.

Итак, с 2002 года (пора появления у меня компьютера) я посмотрел около 1200 фильмов (как истый педант, я веду 2 списка: 1) все просмотренное, 2) все понравившееся ). Около 150 отрецензировал в печати. Но "мелодрам" в общем масштабе смотрел крайне мало. И вот почему.

Деление на жанровые (и половые) категории у  хорошего кино - крайне условно. Потому что хорошее кино - очень многомерно и каждый находит в нем что-то свое.

Ну, вот, скажем, "Красота по-американски" - фильм, что называется, про любовь. Практически все сюжетные линии завязаны именно на романтике: любовь школьников друг к другу на фоне ссорящихся родителей и летающих пакетов, супружеские измены на фоне фаст-фуда, влюбленность отца школьницы в ее несовершеннолетнюю подружку - на фоне лепестков роз и гантелей. Полно любви. Олл аур нид из лав! Даже седой военный-гомофоб, целующий глав. героя. Есть и юные романтические сисясто-смазливые школьницы. Но назвать это все буйство чувств разных поколений "мелодрамой" я не могу.

Ведь мелодрама - в расхожем понимании - это кино, которое давит на эмоции, а не на разум. Товар этот нишевый. Кудрявые патиссоны для девочек. Мелодрама показывает не столько проблемы главных героев, сколько их рефлексию на фоне этих проблем. И, конечно, во всем этом задействованы красивые персонажи, юные или умеренно зрелые, здоровые физически, с достатком, меняющие в каждой  сцене наряды. Их проблемы нематериальны, они из области коммуникации (ах, я особенный, кто же меня может понять и полюбить?) и чувств (ах, вампир или оборотень - непростой выбор, я так страдаю!). Это и логично. Ведь после восьмичасовой смены грузчиком уже не до кокетства - поверьте моему приятелю hard_bard . Демонстрация того, что герои еще работают где-то скучными менеджерами или сдают унылые зачеты - рушит миф. А так мы сразу из забот о коммунальных платежах возносимся на пирамиду Маслоу и начинаем думать о духовном, о любви.

Это, повторюсь, расхожее восприятие мелодрам. Шаблон. Многие киноделы лепят по этому шаблону - и такие фильмы находят поклонников, но почти никогда не получают признания критики. И, как всегда, есть фильмы, которые рвут любые определения, талантливо выбиваясь за рамки.

Вот, "Летят журавли". Сюжет - ну чистая мелодрама. Юная, красивая пара собирается пожениться. Но приходит Война и Рушит Все. Он на фронте, Она страдает. Коварный брат фронтовика (и тоже красивый, юный, холеный пианист - этакий протохипстер) подбивает клинья, она мелодраматически отдается ему под звуки грома. Свадьба, все дела. Но идти замуж за хипстера - не лучшая идея, Она опять страдает, опять влюбляется в совего фронтовика. А его убили  меж тем, шальной пулей на болоте. И слезы, слезы, слезы. И "дура я, дура".
Но как снято! Фильм 1957 года, черно-белый, а потрясает до сих пор. Смерть показана не как у утомленного солнцем Михалкова - кишки по земле и "покажи сиськи", а в виде кружащегося неба в глазах героя. И трагика военного времени, и его пафос, и его быт - тоже переданы очень художественно и правдиво. Фильм вдохновляет. Злосчастную девушку то проклинаешь, то сочувствуешь. Ну и критики оценили - главный приз Каннского кинофестиваля.

Ну или, к примеру, "Реальная любовь". Тоже ведь фильм о сплошной любви в разных видах. Намешан и фарс (британец в США ищет сговорчивых красавиц), и комедия положений (порноактеры, стесняющиеся позвать друг друга на свидание), и пародия (старый рокер-наркоман Билли Мэк высмеивает поп-культуру) и чистая мелодрама (потрясающая по накалу история любви свидетеля к невесте своего друга). Последнюю сюжетную линию я очень высоко ценю и всегда пересматриваю эпизоды несколько раз - особенно  эту сцену с чудной песней Dido:

i

image Click to view



Много мелодраматичного можно найти и в сказках Тима Бартона ("Эдвард руки-ножницы", "Труп невесты"), в оскароносных фильмах года: "Форрест Гамп" (тоже на тему: "дура, я дура"), "Миллионер поневоле" (ух, какая там любовь с песнями и плясками - аж чем-то напоминает эпопеи Г. Г. Маркеса), "Влюбленный Шекспир" ( и ему нужна муза). Да даже в подростковых блокбастерах "Пиратах Карибского моря" (линия Уилла и Элизабет:1 день в 10 лет) и "Звездных войнах" (Энакин и Падме).

Итого - я люблю качественные мелодраматические сюжеты. Но смотреть фильм, который снят только ради них - сложно. Всегда приятно запускать руку в бездонный киномешок и удивленно доставать оттуда разные киноэлементы и разные эмоции.

Ну вот мы с lecoeurdelocean и роемся в мешке.

Кино

Previous post Next post
Up