Маяковский и я, или "Вы прекрасно картавите"

Oct 11, 2009 04:51

Первое мое знакомство с текстами Маяковского состоялось лет в шесть. Была такая советская книжка для детей - "Левый марш", что ли. Тонюсенькая, страниц 30. Но с изумительными картинками: очеловеченное солнце, матросы, пароходы, и на фоне всего этого бродит высоченный ВладимВладимыч. Силуэты солдат и матросов я, выснув язык от усердия, долго вырезал из страниц, чтобы играться ими в революцию, ага.

После этого я о поэте как-то забыл до класса, этак, десятого. Пока учебная программа и домашние задания в стиле "Выучить наизусть 30 строчек к среде" не привели к осознанию того, что у Маяковского два больших достоинства: 1) Есть жесткие вещи - "Время пулям по стенам музеев тенькать", 2) Строчки "лесенкой" ну очень короткие. Сочетая эти два пункта - можно было нескучно и быстро сделать домашнее задание. С жалостью я смотрел на своих одноклассниц, которые лепетали что-то из Ахматовой. Я же брутально декламировал (худосочный 14-летний шкет резко дергает рукой невпопад) "Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир". Учительнице, вроде, нравилось. Или делала вид.

Потом я стал увлекаться советской историей и Маяковского узнал с другой стороны, как организатора, как журналиста, как члена шведской семьи Бриков и т.д. Все это было интересно, но желания учить стихи больше не появлялось. Благо, что в университете "30 строчек наизусть к среде" не требовалось.

А вот год назад услышал песню "Маяк" группы "Сплин" и как-то растаял в сентиментальную лужицу. Настолько пронзительно-трепетны были стихи, да и звучали согласно каким-то моим мыслям.
"А мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени".

А. Васильев - вообще хорошист в этом отношении - у него есть песни на стихи Саши Черного, Бродского и др. Это грамотный и красивый ход для современной культуры - сочетать рок-аранжировку и мелодекламацию известных стихотворений. В том числе и потому, что рок-поэты, сколько бы не портили воздух от натуги, не создадут настолько богатый смыслами, звуками и ассоциациями текст, как у Есенина, скажем.
Пой же, пой на проклятой гитаре,
Мой последний, единственный друг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Пальцы пляшут твои в полукруг

Ну и недавно я наткнулся на проект "Живой Маяковский". Суть его - мелкотравчатые музыкальные исполнители перепевают стихи ВладимВладимыча. Кто на что горазд - рок, рэп, рэггей и совсем уж невразумительные адовые каверы. Десятая часть вокалистов сборника так отважно картавит, что начинаешь думать о тайном заговоре логопедов-ненавистиников Маяковского. Но стоит послушать раз-другой, привыкаешь. И тут - хоп - проступает вся мощь строчек "лесенкой". Вся их созвучность (четко, без всякой иронии, вспоминаешь весь бубнеж учительницы литературы про аллитерацию, тропы - их именно слышно), оригинальность рифм, ворох идей и образов. Необычно высокая плотность качества текста на квадратный сантиметр музыки (мы-то привыкли не вслушиваться в рок-темы особо) заставляет слушать снова и снова.
В постели она.
Она лежит.
Он.
На столе телефон.
"Он" и "она" баллада моя.
Не страшно нов я.
Cтрашно то,
что "он" - это я,
и то, что "она" -
моя.

Кое-где аранжировка даже усиливает посыл строчек. Антирасистский текст "Блэк энд уайт" интерпретирован как легкий джаз ( Евгений Гузеев - БЛЭК ЭНД УАЙТ), все под стать негритянским интеллектуальным метаниям.
"Белый ест
ананас спелый,
чёрный -
гнилью мочёный.
Белую работу
делает белый,
чёрную работу -
чёрный".

А коллектив Ч.Ч. (да, я тоже не устаю поражаться фантазии создателей названий ВИА) сделал коллаж из строф поэмы "Про это" и "Лиличка. Вместо письма". Получился суровый (вернее - суrrrовый ) рассказ о "пожаре сердца".
Кроме любви твоей, мне нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.

Ансамбль "Красная стрела" сделал из стихотворения "Наш марш" - (сюрприз, сюприз!) марш. Очень бодрую песню, под которую, наверно, будет круто гонятьна велосипеде. но это я о своем.
Радости пей! Пой!
В жилах весна разлита.
Сердце, бей бой!
Грудь наша - медь литавр.

То ли коллектив, то ли отдельный товарищ под псевдонимом "34" (велика фантазия, ой велика) записал лиричную рок-балладу из шуточного стихотворения "Пустяк у Оки".
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, - не звезда, а девушка.
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко...

У других тоже есть что послушать. Приятный способ учить стихи, да.

Музыка, Книги

Previous post Next post
Up