О цвете, часть первая: упражнения по колористике

Apr 11, 2017 08:35




Большое задание для группы по средам.

Дано: Занятия с моделью и без
Задача: Понять как взаимодействуют цвета


Осмысленная работ с цветом - один и самых тонких и трудно осваиваемых этапов из всей художественной практики. Есть счастливцы, которые органически чувствуют цвет и смело его используют. У меня другой случай - мои колористические знания и чувство цвета основаны только на работе - практика рисования и живописания с постановкой конкретной задачи, изучение функций цвета в работах разных авторов, чтение книг (прежде всего - Иоханнес Иттен «Искуство цвета») и самое интенсивное - полугодовой курс колористики, который у нас на втором курс Строгановки вёл Юрий Сычёв. Именно этому курсу я обязан тем, что стал получать удовольствие от живописи и от работы с цветом вообще. Там мы выполняли ряд упражнений, на которые я опирался при создании программы этого блока. Ниже я привожу эти самые упражнения.

1. Контрасты.
Это первая часть упражнений, которую средовая группа выполняла дома.
На основе простых рапортных композиций (каждый придумывает сам, важно наличие хотя бы двух слоёв и разный масштаб объектов) исследуются основные виды цветовых констрастов. У цвета две основные насторойки - светлота и насыщенность. Максимальной насыщенности цвет достигает в своём спектральном виде - как в цветовом круге. На цветовом же круге хорошо видно, какие цвета являются «дополнительными», это три главные пары - красный/зелёный, оранжевый/синий, жёлтый/фиолетовый.

На каждый из контрастов выполнялось два примера:
- выбранный цвет (в моём случае оранжевый) + дополнительный к нему, противоположный по цветовому кругу (в моём случае синий)
- выбранный цвет + следующий по кругу за дополнительным, менее контрастный (в моём случае это зелёный).

Все упражнения выполняются на плотной бумаге (ватман или акварельная) темперой (она наиболее удобна - гуашь выбеляется, акрил не кроющий). Сами композиции небольшие (15-20см), чтобы не красить долго, но при этом достаточного размера для аккуратного исполнения.
Перед началом работы полезно сделать уменьшенные варианты композиций, в которых можно быстро понять цветовые решения. Когда цвет определён, нужно замешать его достаточное количество, чтобы выкрасить им всю необходимую площадь (сделать колер).

Вкратце суть упражнений с моими институтскими примерами:

1. Светлотный контраст.




Самый базовый и простой вариант, контраст не по хроматическим качествам, а по светлотным - тёмное и светлое. Один цвет максимально выбеляется (не теряя при этом узнаваемой цветности), другой максимально затемняется. Третий цвет - где-то между ними по светлоте.

2. Хроматический контраст.




Контраст непосредственно по цвету - каждый из цветов берётся в полную силу яркости. Третий цвет - близкий к одному или к другому.

3. Контраст насыщенности.




Один цвет берётся в полную силу насыщенности, другой - с сильно пониженной насыщенностью (за счёт высветления или утемнения). Лучше сделать так, чтобы насыщенного было меньше по площади, чем не насыщенного - эффект будет нагляднее.

4. Контраст оттенков.




Работа с очень сближенными по светлоте цветами с пониженной насыщенностью. В идеале сделать картинки, которые будут невоспроизводимы в чёрно-белом варианте, настолько там будет всё близко. Работаем с помощью белого и/или чёрного.

5. Симультанный контраст.




Большие массы закрашиваются одним из цветов в полную силу насыщенности и близким ему (тоже холодным или тоже тёплым). А малые детали выкрашиваются совершенно ахроматичным серым (чёрный+белый). Если серый расположен на большом цветовом поле, наш глаз наделяет его качествами дополнительного цвета (на красном поле серый станет зеленоватым, на синем - оранжево-охристым).

6. Тёпло-холодный контраст.




Оба цвета доводятся с помощью разбела до максимально близкой светлоты, но при этом при этом с сохранением максимально возможной насыщенности. Если это получается как нужно, цвета начинают «светиться» отностительно друг друга.

Пример домашней работы одного из участников, Натальи Ушаковой:













2. Анализ поведения выбранного цвета в разных условиях.
Вторая часть упражнений, которые группа выполняла уже на занятиях, об этом в следующих частях рассказа.

Основная задача - использовать те или иные цветовые контрасты (а даже часто комплекс контрастов) для выполнения конкретной задачи. Если первая часть упражнений скорее общееобразовательная, то эта - совершенно практическая, этими приёмами можно пользоваться при создании произведения, если есть необходимость его «сконструировать», а не идти только от чутья.

Упражнения выполнялись на основе одной и той же несложной замкнутой геометрической композиции. Требования те же - два-три слоя и разный масштаб объектов. Нужно чтобы объекты пересекались, так больше цветов будет взаимодействовать друг с другом. В начале работы один из крупных элементов всех четырёх композиций выкрашивается одним цветом, в моём случае это оранжевый треугольник, он везде одинаков (на скане этого ощущения сложно добиться). Остальные цвета выбираются исходя из задачи.

1. Активность по насыщенности и светлоте.




Элементы композиции выкрашиваются так, чтобы главный объект (и, возможно, несколько мелких форм за компанию) был насыщеннее всего остального и был контрастен к среде по светлоте.

2. Сближенность по светлоте.




Все объекты стараются стать однородными по светлоте, чтобы изображение было бы невоспроизводимо в чёрно-белом варианте (как в контрасте оттенков).

3. Отступание.




Главный объект максимально сливается со средой, как по цвету, так и по светлоте, выглядит отдалённым. А некоторые объекты становятся «раздражителями» - выглядят более чёткими и близкими благодаря контрасту по светлоте и контрасту хроматическому.

4. Приближение.




Всё то же самое, только наоборот - главный объект (возможно с группой других) всеми силами «выталкивается» вперёд с помощью светлотного и хроматического контраста, другие отдаляются к фону.

Эти упражнения доступны каждому для самостоятельно выполнения. Очень рекомендую этот опыт, он сильно обогащает представление о работе с цветом и прокачивает чисто технические навыки - смешение нужного цвета, аккуратность работы кистью.

учебная группа Дмитрия Горелышева ll, обучение, цвет, методика, композиция, рисунки

Previous post Next post
Up