300-летие Ломоносова превращается в научный корпоратив

Sep 09, 2011 09:51





Учёные надеются, что за два месяца страна вспомнит о юбилее её великого соотечественника и достойно его отметит
На вчерашней пресс-конференции в Домжуре, посвященной празднованию 300-летия Михаила Ломоносова, атмосфера была такая же депрессивная, как и погода за окном. Стальное небо, моросящий дождь и ставшие уже привычными жалобы ученых на плохое самочувствие российской науки. Основной посыл академиков и представителей вузовской среды был прост: именно безразличием к отечественной науке объясняется тот факт, что только РАН, МГУ и еще несколько учебных заведений России готовятся к Ломоносовскому юбилею. В масштабах всей страны следов подготовки к 300-летию величайшего российского мыслителя не видно, уверены ученые.

«Понимание ценности науки в нашей жизни почти сведено к нулю», - констатировал вице-президент РАН Николай Лаверов и добавил, что это одна из причин тех неприятностей, которые сегодня преследуют российскую науку. В качестве второй причины академик назвал тот факт, что «в школах сегодня не учат критически мыслить». При этом он отметил, что «общий уровень школьного образования по сравнению с Советским Союзом стал выше», однако его эффективность заметно упала.

«Уровень понимания [сути] процессов и явлений в обществе выше, но понимание значения этого не превращается в практическую идею», - рассказал Лаверов и напомнил, что у самого Михаила Ломоносова научные исследования всегда шли бок о бок с их практическим приложением. Так, для подтверждения своих догадок в области химии, Ломоносов в 1753 году основал стекольную фабрику в деревне Усть-Рудица.

Есть, однако, и сходство между наукой времен Ломоносова и современной, уверен проректор по научной работе МГИМО Алексей Подберезкин. «У нас сейчас та же проблема, что стояла перед Михаилом Васильевичем много лет назад, - отметил он. - У нас практически не осталось сильных научных школ. Создать что-то принципиально новое можно только на их базе. Либо мы реанимируем их, либо навсегда останемся аутсайдером». В России исторически сложились сильные научные школы в математике, физике, геофизике, астрономии, но сегодня даже в этих областях знаний страна отстает от мирового уровня, согласился с ним академик Лаверов.

По мнению Подберезкина, упадок отечественной науки - результат неправильного вложения государственных средств. «Все национальное богатство складывается из трех частей. В развитых странах примерно 70-80 процентов приходится на человеческий капитал, 10 процентов - на материальные активы и 10-15 - на природные ресурсы. Мы же берем материальные активы и пытаемся их модернизировать на основе чужого опыта, в то время как должны тратить деньги на образование и науку. Мы уничтожаем собственный исследовательский и образовательный корпус. Возраст сотрудников Академии наук катастрофически высок. Даже в МГИМО преподаватели получают не так много, - объяснял он, поблескивая золотой цепью. - Неудивительно, что из страны ежегодно уезжают 120 тысяч носителей интеллектуальных знаний».
Далее о пресс-конференции в Домжуре читайте здесь

юбилей, Ломоносов

Previous post Next post
Up