Изобретатель, не мешай летать!

Jul 01, 2011 09:44




Малые автожиры могут решить множество российских проблем, но пока сами находятся у них в плену (ФОТО, ВИДЕО)

Узнав о новых российских автожирах, редакция STRF.ru сразу решила выяснить всё об этих удивительных аппаратах и их создателях. Договориться о встрече оказалось просто - и вот я в небольшом гараже в подмосковном городе Лобня, где под мурлыканье приблудившегося котёнка несколько энтузиастов - бывшие и действующие лётчики и просто неравнодушные к небу мастера - разрабатывают и создают небольшие летательные аппараты.

Справка STRF.ru:
Автожир (от греч. αúτóς - сам и γúρος - круг) - винтокрылый летательный аппарат, в полёте опирающийся на несущую поверхность свободно вращающегося в режиме авторотации несущего винта. Также называется «ротаплан», «гироплан», «каллолёт». Изобретён испанским инженером Хуаном де ла Сиервой в 1919 году; первый полёт его аппарат совершил в 1923 году. Теория автожиров активно развивалась в 1930-е годы, но с развитием вертолётов интерес к ним угас до конца 1950-х, когда в США было запущено в производство несколько моделей. Сейчас автожиры снова набирают популярность, в частности в Германии выпускается до 300 небольших аппаратов в год. Источник: Википедия

Идейный вдохновитель и основатель мастерской кандидат технических наук Всеволод Краснобородько, конструктор летательных аппаратов по образованию, увлёкся автожирами в 2002 году, после того как попал в военный госпиталь с инфарктом. Соседи по палате - лётчики и космонавты - быстро убедили его в том, что «автожир - куда лучше и самолётов, и вертолётов». После выписки Всеволод Васильевич вышел на пенсию, но жажда деятельности не позволила уткнуться в телевизор. Собралась команда единомышленников, и дело пошло. Первые аппараты собирались десятки месяцев, а на «доводку» ротора ушло четыре года... Но опыт набрался быстро - недавно завершённый открытый двухместный аппарат сделали в восемь рук за три месяца.

Работа в мастерской, пусть иногда неторопливо, кипит каждый день - наше общение проходило под звуки болгарки и сверлильного станка. Роль просветителя на этот раз выпала Владимиру Бирюкову, носящему титул начальника производства, а по основной специальности - инженеру-радиоэлектронщику. Владимир, как и все остальные здесь, готов говорить об автожирах бесконечно. В мире же интерес к ним то появляется, то пропадает в зависимости от хода развития более привычных самолётов и вертолётов, между которыми по скорости и функционалу находятся автожиры.

В отличие от вертолётов автожир зависит от двигателя намного меньше благодаря тому, что ротор - «большой винт сверху» - играет в его конструкции роль крыла, а не движителя. Если для вертолёта авторотация - аварийный режим и возможное спасение, то для автожира - штатный режим полёта, и отказ двигателя не смертелен. Случись он -  аппарат просто спланирует. При перегреве двигатель можно выключить и, пока не остынет, лететь на авторотации, чего не позволяют вертолёты, у которых размер ротора относительно планера заметно меньше. Единственный способ совершить авиапроисшествие на правильно спроектированном автожире (самодельные аппараты у одиночек нередко получаются с нарушениями даже базовых правил конструирования) - грубое нарушение правил полёта и эксплуатации и совсем уж «кавалерийские» взлёт или посадка.

Видимо, сейчас интерес к изобретению Хуана де ла Сиервы на подъёме - военные всех стран НАТО рассматривают его как что-то вроде сверхскоростного вертолёта. В октябре 2010 года прошли первые испытания во Франции и США, на которых автожиры показали скорости до 500 километров в час (для сравнения: вертолёт Ка-50 «Черная акула» разгоняется до 315 километров в час). В Соединённых Штатах, где малая авиация по популярности сравнима с автомобилями, автожиростроение очень развито. Именно там сосредоточено большинство передовых разработок, которые далёкому от этой области человеку могут показаться весьма странными.

Далее о российских автожирах читайте здесь

изобретение, самолёт, летательный, аппарат

Previous post Next post
Up