Юные грантоежки и инженерный спецназ

Oct 28, 2016 11:40




Об эффективности взаимодействия школы, вуза и предприятия в подготовке инженерных кадров шла речь в дискуссии на «Открытых инновациях»

«Как стимулировать молодежь к технологическим прорывам» - круглый стол, организованный Фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) и дирекцией Всероссийского инженерного конкурса (ВИК) в рамках Форума «Открытые инновации», стал площадкой для анализа меняющейся парадигмы инженерного образования, продиктованной бурным техническим развитием общества, и поиска оптимальных системных решений. Пути эффективного взаимодействия всех участников процесса подготовки молодых специалистов обсуждали генеральный директор ФИОП Андрей Свинаренко, представители вузов, высокотехнологичных компаний и организаторы ВИК.

Кадровые ожидания российских высокотехнологичных компаний вузы оправдывают далеко не на все 100%. Вузы, в свою очередь, хотят видеть среди своих будущих студентов хорошо подготовленных и высоко мотивированных школьников. Получается, что ростки будущего успеха предприятий, а следовательно, и экономики в целом, формируются достаточно рано. А если вспомнить, что слово «инженер» происходит от латинского ingenium - «врожденные свойства, талант», то получается, что кардинально повлиять на процесс подготовки такого специалиста достаточно сложно. И здесь требуются талант и изобретательность педагогов, участвующих в развитии личности будущего инженера. «Появился некий “интерфейс”, который позволяет влиять на образовательные стандарты. Но, чтобы осуществлять прорывы, помимо инженерных знаний нужны навыки психологического, управленческого, предпринимательского свойства, которые зачастую предоставляются очень формально. Должна быть университетская среда, активно и эффективно втягивающая студентов в научный и предпринимательский поиск, с тем, чтобы, по окончании университета они понимали, чего они хотят сделать, куда стремятся. Выпускник вуза не должен задавать вопрос: почему меня никуда не берут», - считает Андрей Свинаренко. Когда разрабатываются университетские учебные программы, пояснил он, всегда исходят из того, что человек (студент) принимает осознанное решение. Если же это решение неосознанно и продиктовано лишь желанием получить диплом, то вряд ли такой выпускник сможет в дальнейшем стать инженером.

И действительно, российские вузы ежегодно готовят 250 тыс. инженеров, но лишь 20% них находят работу на высокотехнологичных предприятиях, привел данные Минобрнауки России проректор СПбПУ по перспективным проектам Алексей Боровков. По статистике СПбПУ для работы с высокотехнологичным оборудованием (станки с ЧПУ и др.) требуется около 20% от общего числа студентов, и их обучение, по мнению Боровкова, можно организовать достаточно хорошо. Проблемная и массовая зона - около 70% будущих инженеров - конструкторы, технологи, программисты, экономисты. Именно здесь необходимо взаимодействие с базовыми высокотехнологичными предприятиями для эффективной подготовки специалистов.

Далее о дискуссии на «Открытых инновациях» читайте здесь

Роснано, инженер, студент, инноваци

Previous post Next post
Up