Российские учёные доказывают: охотники могут быть прирожденными в самом прямом смысле этого слова
Поведение, характерное для животных, передается по наследству, но кроме него существуют особенности, приобретаемые в ходе обучения - поведенческие традиции. Они свойственны животным с непростой социальной организацией, в том числе обезьянам, воронам, крысам, дельфинам. Члены группы перенимают у одной «смекалистой» особи навык мыть грязные овощи или разбивать орехи, укладывая их на один камень и ударяя другим, а следующие поколения воспроизводят эту технологию, - на старших глядя.
Однако такое усвоение «культурных» навыков происходит не везде. Бывает, что есть и камни, и орехи, а технология умирает вместе с ее изобретателем.
По мнению специалистов
Института систематики и экологии животных СО РАН и
Новосибирского государственного университета, благоприятные условия для укоренения инноваций складываются в том случае, когда у животных есть врожденная предрасположенность к совершению ряда действий и при этом возникает феномен т.н. распределенного социального обучения. Свою гипотезу, экспериментально подтвержденную на муравьях, учёные изложили в последнем выпуске «
Журнала общей биологии» (Резникова Ж.И., Пантелеева С.Н. «Возможные эволюционные механизмы “культуры” у животных: гипотеза распределенного социального обучения»,
Журнал общей биологии, 2015, том 76, № 4, с. 295-309).
Суть гипотезы распределенного социального обучения заключается в следующем. Несколько животных в популяции имеют врожденные генетические программы некоего поведения, а остальные особи - фрагменты этих программ.
Когда обладатель «фрагмента» видит, как действует «полнопрограммная» особь, он легко и быстро восстанавливает собственное поведение по этому образцу, поскольку генетически предрасположен к нему. Это гораздо проще, чем осваивать некие действия с нуля, просто подражая тому, кто умеет.
Далее о генетической предрасположенности у животных читайте здесь