Какой путь выберет Путин?

May 28, 2013 09:08




Долю расходов на НИОКР в ВВП необходимо увеличить до 4%. - Советник Президента России академик РАН Сергей Глазьев

На минувшей неделе в академических кругах прошло обсуждение доклада РАН «О возможностях и перспективах долгосрочного социально-экономического развития современной России», подготовить который поручил академикам Президент России Владимир Путин в декабре 2012 года. Руководил работой над докладом вице-президент РАН и кандидат на пост нового президента РАН академик Александр Некипелов. Об идеологии доклада STRF.ru рассказал советник президента академик РАН Сергей Глазьев.

Сергей Юрьевич, что не так с механизмом российской экономики, которая никак не может выйти на траекторию устойчивого роста?

- В нём отсутствуют ключевые составляющие - нет системы управления развитием, нет механизмов поддержки инновационной и инвестиционной активности. Зато есть чрезмерный балласт в форме раздутого, некомпетентного и коррумпированного госаппарата, бессчётного количества спекулянтов. Все они обременяют экономику. Как говорится, «на одного с сошкой семеро с ложкой». Фактически экономика развивается не благодаря, а вопреки деятельности институтов её регулирования. Она напоминает полузатонувший корабль, у которого паруса спущены, руль сломан, команда отдыхает, а сам он вяло дрейфует по воле ветра в ожидании, пока кто-нибудь возьмёт его на буксир. При этом помощники капитана жёстко пресекают попытки матросов привести судно в порядок.

Почему это происходит?

- У государства в условиях рыночной экономики есть четыре механизма воздействия на её развитие: денежно-кредитная политика, за которую отвечает Центральный банк России, налогово-бюджетная политика, находящаяся в ведении правительства, регулирование хозяйственной деятельности, осуществляемое госрегуляторами - министерствами и ведомствами, а также управление собственностью государственными предприятиями. Все эти механизмы работают сегодня, увы, на торможение развития экономики.

Судите сами. На фоне нарастающей эмиссии мировых валют с поддержанием отрицательных ставок рефинансирования в реальном выражении и снятием каких-либо количественных пределов, российские денежные власти вернулись к прежней политике ограничения денежного предложения, стерилизуя значительную часть нефтегазовых доходов бюджета, поднимая ставку рефинансирования и увеличивая государственные заимствования. В результате возвращения к этой политике ухудшается и без того ограниченный доступ к кредиту для производственных предприятий, провоцируется экспансия иностранного спекулятивного капитала на российском финансовом рынке, а также ориентация российских заёмщиков на внешние источники кредита, снижается конкурентоспособность отечественной банковской системы и устойчивость российской экономики. Повышается её уязвимость к атакам иностранного спекулятивного капитала, которые в августе 1998 года привели к финансовому банкротству государства, а в 2008 году - к банкротству крупнейших российских корпораций, которые были спасены от поглощения зарубежными кредиторами масштабной государственной помощью.
Далее о возможностях и перспективах долгосрочного социально-экономического развития читайте здесь

экономика, Россия

Previous post Next post
Up