Математическая модель образования

Aug 14, 2012 09:01




Когда теряется культура производства, то и турбины начинают разрушаться, и сварные швы не выдерживают. - Валерий Кошкин

Валерий Кошкин, ректор Московского государственного индустриального университета (МГИУ), рассказывает о математической модели получения знаний, целевой подготовке инженеров в России и том, что думал мудрец Конфуций о процветании государства.

Валерий Иванович, как вы думаете, нужно ли прогнозировать будущее профессионального образования на 30 лет вперёд?

- Я бы не стал загадывать ни на 30 лет, ни даже на 20. Это интересно, об этом многие думают, но меня волнует больше то, что происходит сейчас. Понятно, что нужно попытаться увидеть, как будет выглядеть система профессионального образования в будущем. Но чтобы был результат, должны быть чёткие планы. В России много творческих людей, идей, но недостаточно результатов, потому что от идеи к результату ведёт тяжёлая и кропотливая работа. И чтобы прийти в нужное «место» и не ошибиться, надо понять, в каком состоянии мы находимся сейчас. Движение вперёд так устроено, что мы не можем раз - и оказаться в будущем. Это движение шаг за шагом.

И каков первый шаг на большом пути?

- Не знаю, когда это произойдёт, но мне кажется, образование станет более индивидуальным, у каждого обучающегося будет своя собственная траектория обучения. Сегодня существует деление на очную, очно-заочную, заочную формы обучения. Думаю, что оно исчезнет: даже сейчас в нормативной базе прописано, что может быть совмещение различных форм обучения. Кроме того, образование станет высокотехнологичным, будут новые формы подачи информации - различные тренинги, которые позволят более эффективно усваивать знания. При этом всё равно потребуется постоянная упорная работа учащегося, ведь получение знаний - это процесс, который носит пороговый характер.

Для иллюстрации этого приведу пример из книги «Синергетика и прогнозы будущего» выдающихся учёных и популяризаторов науки - Сергея Капицы, Сергея Курдюмова и Георгия Малинецкого. В одной из глав, посвящённой прогнозированию развития высшего образования, приводится сравнение, которое мне очень близко, поскольку, окончив кафедру прикладной математики МИФИ, я занимался математическим моделированием. Модель получения знаний сопоставляется с моделью горения, согласно которой объект не загорится, пока не достигнута критическая температура. Как только температура достигнута, объект сам начинает отдавать тепло. Для достижения необходимой температуры тепло должно подводиться с определённой интенсивностью - можно сколь угодно долго подносить спичку к большому бревну, и оно не вспыхнет. Так и работа по получению знаний должна проводиться с высокой интенсивностью, иначе «пороговый барьер» не будет достигнут, и со временем начнётся откат назад.
Далее о математической модели образования читайте здесь

МГИУ, модель образования, образование, модель

Previous post Next post
Up