Мне бы в небо

Apr 10, 2012 08:38




В Московском авиационном институте создали образцовую имитацию реальности полёта

«Ручку газа вперёд, доводи скорость до 320 км в час, потом штурвал на себя… Взлетаем!».
Никогда даже не мечтала управлять самолётом, а тут села - и полетела. Не по-настоящему - на специальном тренажёре для лётчиков. Но как же всё натурально выглядит: вот взлётная полоса исчезла из виду, под крылом раскинулся лес… Крен вправо, и я уже лечу над морем с колыхающимися волнами, и голова кружится, как в настоящем полёте! Неудивительно, что сейчас пилоты обкатывают новые модели самолётов, сидя в тренажёрном кресле, - совпадение с реальностью полное. Там, где я оказалась, на факультете авиатехники Московского авиационного института, множество самых разных испытательных стендов и устройств для тренировок. И именно тут, опередив всех иностранных конкурентов, недавно создали первую в мире стереоскопическую систему визуализации. С ней-то мы и решили познакомиться поближе - и узнали много интересных тонкостей.
Как обмануть вестибулярный аппарат

Нет предела совершенству… Это высказывание в полной мере относится и к производству пилотажных тренажёров. Их история берёт истоки ещё со времён Первой мировой войны.

«Сейчас даже сложно себе представить, какой это был цирк, - рассказывает декан факультета, профессор Александр Ефремов. - Представьте кабину с крыльями. Вокруг неё стояли несколько человек, которые следили за сидящим в кресле пилотом: как только тот поворачивал рычаг управления влево, все дружно наваливались на макет и наклоняли его влево; когда лётчик менял положение штурвала, “самолёт” наклоняли в соответствующую сторону. Потом в Америке появился тренажёр LINK, который уже не требовал живой “движущей силы”… затем стали активно развиваться аналоговые компьютеры, появились цифровые машины, которые теперь подают команды сложным системам учебно-тренировочных устройств». Кстати, нечто напоминающее лётный тренажёр каждый может опробовать при посещении парка аттракционов: садишься в тёмную кабину на движущемся помосте, перед глазами огромный экран с картинкой местности, и - вперёд: все повороты и ямы ощущаешь как в реальности. Казалось бы, что тут сложного? И чем ещё могут заниматься учёные-разработчики, если и так уже всё выглядит как по-настоящему?

«Тут всё не так просто, - поясняет Ефремов, - системы для развлечений и для лётчиков существенно различаются. Во-первых, приводом, - в первом случае электрическим, во втором - гидравлическим, позволяющим имитировать движение более точно. Приведу пример. В реальном полёте для того чтобы только в течение одной секунды человек испытывал перегрузку в 1g, надо за это время переместить самолёт на 5 метров, а для 2 секунд взлётной перегрузки - уже на все 20 метров. Чтобы всё это воспроизвести на земле, нужны огромные помещения и системы подвижности, позволяющие перемещать кабины на 20 метров влево, вправо, вверх и вниз - а это безумные деньги. Поэтому все системы подвижности в наших тренажёрах построены на обмане. Это такой своеобразный театр: пилоту сначала даются начальные ощущения путём незначительного перемещения в какую-нибудь сторону. Затем кабина плавно возвращается в исходное положение. Но зрительный орган и вестибулярный аппарат уже среагировали как надо, они обманулись и “находятся в полёте”. Перегрузки также создаются искусственно, с помощью специальных костюмов, сильно сжимающих тело. Всё это достигается путём совместной работы инженеров, программистов и медиков. Игровым автоматам до такого уровня ещё очень далеко. К тому же тренажёры для лётчиков - это то, что должно постоянно обновляться - вслед за настоящими машинами. Трудно поверить, но иногда мы месяцами работаем над тем, чтобы листочек “за бортом” колыхался как живой».
Далее об имитации реальности полёта читайте здесь

тренажер, имитация, самолёт, авиация, полёт

Previous post Next post
Up