Нам нужны проекты, объединяющие много научных групп

Apr 09, 2012 08:16




А то все сидят по своим лабораториям и осваивают гранты РФФИ. - Сергей Гапонов, ИФМ РАН

Очерк Сергея Гапонова, размещённый недавно на сайте Института физики микроструктур (ИФМ) РАН (Нижний Новгород), начинается с весьма откровенного признания: «Я вырос в профессорской семье со старшим братом, блестящим учёным безукоризненного поведения и с образцовой биографией. Брать пример со старших было недостижимым для моего самоутверждения, и оставалась только незанятая противоположная позиция… Из школы меня выгнали, а в вузе я учился 11 лет». Необычное начало биографии человека, основавшего научное направление, институт и ставшего впоследствии действительным членом Академии наук. Недавно учёный отметил 75-летие, и мы решили узнать его мнение о происходящих в стране реформах научно-технической сферы.
Справка STRF.ru:
Гапонов Сергей Викторович, выпускник радиотехнического факультета Горьковского политехнического института им. А. А. Жданова (1965 год). С 1964 по 1978 год работал в Горьковском институте «Салют», с 1978 по 1992 год - в Институте прикладной физики РАН. Основатель и первый директор (1993-2009) Института физики микроструктур РАН. Советник РАН, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член РАН, член бюро Отделения физических наук РАН. 5 марта 2012 года академику Гапонову исполнилось 75 лет

В самом конце рассказа об истории образования ИФМ РАН Вы неожиданно переходите к теме альтернативной науки: «Всем авторитарным системам нужно чудо, ссылаясь на которое можно покрыть неудачное хозяйствование, то есть требуется альтернативная наука, а что требуется - всегда возникает. Учёные относятся к этому в меру своей недокормленности и беспринципности». Что Вы имеете в виду: пресловутые торсионные генераторы и «изобретения» Виктора Петрика?

- Всё гораздо проще. Говоря об альтернативной науке, я в первую очередь имел в виду нанотехнологии. Они, конечно же, существуют. Но то, что под этим благородным лейблом предлагается, никоим образом не опирается на человеческое знание…фактически же мы имеем дело с некими спекуляциями. Я как-то принимал участие в обсуждении нанотематики и высказался в том смысле, что в отсутствие полноценной нанонауки ни о какой наноиндустрии не может быть и речи! В дальнейшем меня на подобные совещания уже не приглашали... Дело, собственно, в том, что никакой наноиндустрии не существует, и многочисленные разговоры о нанотехнологиях больше всего напоминают мне разговор Паниковского с Балагановым: «Пилите, Шура, пилите…они золотые».

Ужасное всё это производит впечатление. И даже приличные люди, которых я хорошо знаю, вынуждены в этой деятельности участвовать.

Нанотехнологии - наиболее известное из приоритетных направлений развития отечественной науки.

- Список так называемых «приоритетных направлений», сформированный Министерством образования и науки РФ, фактически составлен чиновниками по совету «карманных учёных». Он вообще ничему не соответствует. Строго говоря, проблемы есть и другие, не лучше и не хуже связанных с «приоритетными направлениями», которые в науке вообще не следует выделять, поскольку никто не может знать, что будет хорошим, а что - плохим. На этот счёт имеется хрестоматийный пример. Посетивший в 1850 году лабораторию Фарадея канцлер казначейства Уильям Гладстон спросил великого физика о практическом значении его исследований в области электричества. На что Фарадей сказал Гладстону: «Однажды, сэр, Вы обложите его налогом».
Далее о происходящих в стране реформах научно-технической сферы читайте здесь

научно-технический, научные группы, реформы

Previous post Next post
Up