Система организации и финансирования научной работы в НИУ не продумана, считает Александр Кухта
Идея преобразования ряда высших учебных заведений в национальные исследовательские университеты (НИУ) и её реализация для ряда ведущих вузов России вызвала неоднозначную реакцию. Оценки проводимых преобразований оказываются подчас диаметрально противоположными. На
сайте Министерства образования и науки РФ можно ознакомиться с официальной точкой зрения на проводимые реформы и их результаты.
Справка STRF.ru:
Кухта Александр Всеволодович, сотрудник ФИРЭ РАН и НИУ МГСУ (Московский государственный строительный университет). Родился в 1946 году в Москве. В 1970 году окончил МИФИ по специальности «экспериментальная ядерная физика».
В 1970 году поступил на работу в ИРЭ РАН, где прошёл путь от стажёра-исследователя до старшего научного сотрудника. Работая в ИРЭ РАН, специализировался в различных областях физики - от изучения механизмов работы газоразрядных лазеров до разработки перспективных волоконно-оптических датчиков физических величин.
С 2004 года в сфере научных интересов - строительная физика, в частности мониторинг технического состояния строительных объектов. С 2007 года - сотрудник МГСУ. В настоящее время - старший научный сотрудник НИиППЛ «ПиК» МГСУ.
Автор более 40 печатных работ и 10 изобретений.
Последние публикации:
«Адаптивные математические модели для систем мониторинга строительных объектов», Белостоцкий А.М., Кухта А.В.
«Метод безопорных геодезических наблюдений», Кухта А.В.
«Национальный исследовательский университет - реальное воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики.
Исследовательский университет - высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований…» (Из документа на сайте Минобрнауки России.РлоссиР)
Но есть и другая, критическая точка зрения, изложенная, например, в публикации
STRF.ru «
НИУ по-русски», подготовленной по результатам обсуждения проблемы НИУ группой руководителей вузов и эксперта ЦЭФИР. В ней говорится:
«Выделение НИУ дополнительных средств сопровождается беспрецедентным, даже по отечественным меркам, усилением бюрократического контроля: в частности, университеты должны в еженедельном (!) режиме (вероятно, это оговорка - в ежеквартальном режиме. - Прим.автора) предоставлять в министерство отчёты о своих успехах.
В целом институциональные механизмы обеспечения качества в программы создания университетов-флагманов заложены не были.
Ну и конечно, объём финансирования. В принципе, все программы такого рода (кроме, возможно, китайской) страдают от неадекватного финансирования - несоответствующего заявленным целям превращения вузов в мировые лидеры. Однако Россия в этом плане превзошла всех остальных: НИУ получают по 1,8 миллиарда рублей! Современная наука стоит гораздо дороже: возможно, было бы логичнее выделить не три десятка, а полдюжины НИУ, но зато предоставить им адекватное финансирование.
Далее о научной работе в НИУ читайте здесь