Правительству, чтобы стать электронным, мало и десятка лет, а обычная школа в Челябинске сделала это за год
При словосочетании «
облачный кластер» большинство читателей, вероятно, вообразят себе ряды серверных шкафов в безлюдном зале, гул систем охлаждения и сложнейшие расчёты, призванные приблизить момент избавления человечества от неизлечимых заболеваний, а заодно отыскать какой-нибудь запредельный разум в соседней галактике. Более сведущие припомнят социальные сети, электронную почту и новомодные инициативы интернет-гигантов, а постоянные посетители нашего сайта добавят в этот список ещё и крупные вузы. О школах не подумает почти никто - и совершенно зря. Именно школам облачные вычисления могут принести пользу, сопоставимую разве что с компьютеризацией как таковой. Уже сегодня в этом можно убедиться на примере челябинской школы № 67, где совместными усилиями группы компаний РСК, корпорации Intel и
Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) реализован в пилотном режиме проект «Персональный виртуальный компьютер» (ПВК).
Позволю напомнить уважаемым читателям, что «облако» - это технология распределённой обработки данных, в рамках которой вычислительные ресурсы и программы предоставляются пользователю как интернет-сервис. ПВК - это образ операционной системы с программным обеспечением и документами, запускаемый на виртуальной машине в центре обработки данных при подключении пользователя. У каждого ученика и учителя имеется свой персональный виртуальный компьютер со своим набором ресурсов. Кроме того, учителя и методисты имеют доступ к документам учеников для проверки работ и загрузки новых учебных материалов. Доступ может быть реализован как посредством проприетарных терминальных протоколов (Citrix ICA, Microsoft RDP), так и аналогичных свободных решений.
Такой подход применительно к компьютеризации школ снимает массу проблем. В первую очередь, не нужно следить за обновлением парка компьютерной техники - все вычисления производятся удалённо, и пользователю выдаётся только картинка, которую в состоянии обрабатывать даже маломощный нетбук или планшет. Не нужно беспокоиться об индивидуальных лицензиях для каждого компьютера - поскольку все программы выполняются на сервере, то применяется другая модель лицензирования, при которой их стоимость на одного человека заметно ниже, а при использовании свободного программного обеспечения этой статьи расходов нет вовсе. Не требуется содержать штат высококлассных системных администраторов в каждой школе - основная задача ложится на специалистов центра обработки данных, а их нужно не так много. Кроме того, по словам декана факультета вычислительной математики и информатики ЮУрГУ
Леонида Соколинского, владельцы крупных дата-центров могут продлить жизнь устаревающим серверным компонентам. Школе в любом случае не требуются такие мощности, в которых нуждаются научные учреждения или хостинг-провайдеры. Поэтому физически работоспособные комплектующие, быстродействие которых уже не подходит для взрослых задач, могут послужить на благо среднего образования, в том числе и в тех регионах, где пока нет таких мощных вычислительных центров, как в Москве или Челябинске.
Далее о школе в Челябинске читайте здесь