В общем, посмотрела я вроде бы просто забавную безделушку-детектив об убийстве в театральной среде, в процессе работы над детективом же (конкретно - "Мышеловкой" Агаты Кристи, и с ней же в качестве одного из персонажей *не центрального*) - See How They Run. Правда, с участием Сэма Рокуэлла, Сирши Ронан, Эдриана Броуди и Рут Уилсон, среди всех прочих.
Откровенно такую условно-театральную штучку на экране.
Где даже снег на улице смотрится отчасти декорацией и три четверти действия происходят в четырех (или более) стенах. Где все сыщики и полицейские привычно-церемонно приветствуют друг друга и прощаются "по званиям" (не у каждого Дживса и Вустера найдешь такой естественный этикет, которому они придают любое настроение, тоже не напрягаясь). В демонстративном антуражике 50-х годов, почему-то не выглядящем безжизненным музейным реквизитом (разве что очень большими игрушками... иногда). С беспардонно откровенной загробной мистикой, при этом хитро-амбивалентной: хочешь верь, хочешь нет. С абсолютно точным - как по мне - уровнем бешенства настоящего автора, его неудержимости и наблюдательности. С блестками чернейшего (даже какого-то философского) юмора и присутствием хороших людей. С особым привкусом уходящей стабильности (едва вернувшегося, если подумать, в эту жизнь) - надо видеть эти сочувственные и растерянные взгляды на убийцу со стороны всей компании. С абсурдом, рождающимся прямиком из всей этой реалистичной подробности.
И если вы хоть сколько-нибудь похожи на меня, вы никогда не узнаете практически не загримированного Сэма Рокуэлла в этом потрепанном, потертом, упертом, ироничном и не слишком откровенном (но естественном в каждом слове) детективе - помеси куравлевского инспектора Грандена и сильно сниженного (да, еще дальше), почти лишенного всяких рефлексий Мегрэ (то есть, они там есть, но очень внутри). Сирша по умолчанию идеальна - ее стремительная, старательная и натурально-благородная полицейская воистину совершенство во всех отношениях. Даже когда не уверена в себе. (А это бывает нечасто). Эдриан - неудержимая циничная тростиночка с печальными глазами в очень специфической роли (и дело не в том, что его персонаж - кинорежиссер) - привносит в это во все, вопреки всему, почти экзистенциальную безнадегу. Рут Уилсон в визаже Катрин Денев - настолько элегантная хищница и деловая дама, что я до титров не могла вспомнить, откуда я ее знаю. Миляга Харрис Диккинсон из "Теда Лассо" играет здесь совершенно непохожего персонажа, пока не начинает играть его именно так же, как и предыдущего... и это вполне уместно.
А вместе из всего этого получается кое-что большее, чем изящный пустячок, сдается мне. (Что дополнительно оправдывает финальный слом четвертой стены). Вот вся эта хрупкость бытия, общий сюр, несусветная наша глупость, нелепые причины наших действий... и сочувствие нам же, ненормальным. А уж про убийцу с уважаемыми мотивами, похожего на остервенелого богомола, я и вовсе промолчу. Короче, может, оно и легкий жанр. Но иногда таковой может сказать - даже без слов - больше, чем тяжелый, так сказать.
Пы. Сы.: И сходила-таки я на спектакль по Upstart Crow - второй на моей памяти спектакль по телесериалу и первый - без литературной основы, строго по ситкому. Дэвида Митчелла в зале приветствовали так, будто это был настоящий Шекспир. А Кейт Джеммы Велан - будто это была публика шекспировских времен. С одобрительными воплями, гиканьем, свистом и вызовами по сто раз. Ее забавная и обаятельная феминистка 1605 года, впрочем, заслужила это сполна.
И да, смесь "Отелло", "12-й ночи" и "Короля Лира" - это угар и укур.
И это был второй танцующий медведь на английской сцене, которого я увидела за эти 15 лет. (Только первый топотал вприсядку, а этот выдавал чечетку). "Вы можете увести медведя из театра, но театр из медведя неизвлеком!" (Неуклюжее слово - попытка адекватного перевода).
Правда, первый плясал вприсядку, а этот выдавал чечетку.