Эту чудо-книгу мне рекомендовали, но, стоит отметить, что рекомендовали осторожно, и не зря. Книга настолько меня впечатлила, что я даже написала пятистраничный отзыв с цитатами. Но давайте по порядку.
Вкратце, чтобы было ясно о чем все это: книга является бестселлером, американка с мужем переехали жить во Францию, где она родила ребенка и принялась выводить формулу воспитания детей французами, приняв ее за лучшую, чем американскую по ее наблюдениям. На протяжении книги она раскрывает «секреты» французских родителей по воспитанию детей.
Начнем с того, что «чукча не писатель, чукча читатель». Читать книгу очень тяжело. Очень много абсолютно не нужных подробностей из жизни автора и не только. Вообще эта книга выглядит так, будто тетя писала пост в бложик и затянула. Абсолютно непонятно какое отношение имеет к делу перечисление профессий подружек, кто из них где живет и прочее. Очень быстро тонешь в этих никому не нужных подробностях, пытаясь запомнить их все и недоумевая нафига они вообще.
На самом деле вся книга строится на «одна бабушка сказала»: моя подруга такая-то, а моя подруга эдакая, а у моей маникюрши...
На самом деле все «важные вещи» из книги, ради которых и затевалось ее написание, можно было бы уместить на небольшом, с разворотом, флаере. Как говорится: «даже в моем дипломе воды было меньше». Выводы автора, действительно что-то стоящее, занимают где-то 5% главы, все остальное - вода из наблюдений и размышлений авторши ни разу не интересные. Вот натурально читаешь и думаешь: «госпади, хватит размазывать, ближе к сути!».
Уже на второй главе начинает подбешивать это тупое, до слюнотечения, обожание и благоговение перед французами. Ах они все такие эфемерные, и беременные-то все такие стройные козочки, и худеют-то после родов в течение часа, и дети-то у них прямо загляденье. На самом деле конечно же автор утрирует.
Но вот если серьезно подойти к этому вопросу, читаешь книгу: дети сидят у французов ровненько рядком, никуда не лезут, ничего не просят, едой не кидаются, за коленки не кусаются, спят с рождения всю ночь (так и написано!). Так и хочется спросить: а вы уверены, что это действительно дети? Или из них уже раньше времени сделали стариков?
На самом деле, «все новое - это хорошо забытое старое». Если зрить в корень, обходя всякие рюшечки, навешанные для декора, вся книга пронизана духом того, как сделать детей удобными взрослым. Как сломать их раньше, чем они дорастут до понимания того или иного момента жизни. Такое отношение к детям в наших широтах (да и не только в наших) уже было. Мы уже имеем не одно поколение «удобных детей» и хорошо знаем, что ничем хорошим это не кончается. Но методы, которые авторша подает в своей книге напоминают, как она сама, ничтоже сумняшеся и выразилась, «армейскую муштру». Когда я читала книгу, на заднем плане в мозгу навязчиво маячила фраза одной замечательной книжной героини:
«щенков вам дрессировать, а не людей воспитывать».
Этой цитатой можно озаглавить эту книгу.
Что показательно, встречающиеся на книгу отрицательные отзывы обычно содержат такие фразы как «мой диплом психолога» или «я как педагог». Т.е. люди, которые действительно знают и понимают что-то в развитии и воспитании детей ужасаются тому бреду, что выдан в книге за инновационные технологии воспитания. Напомню, книга позиционируется как, немного немало, новая библия воспитания. Мой диплом тоже не дал мне дочитать книгу до конца.
Меня хватило где-то на треть книги.
Я рассмотрю поподробнее сей шедевр на главе о сне (да-да, то, что мне ближе всего).
Автор утверждает, что французские дети рано начинают спать по ночам, едва ли не с роддома и тут же пишет:
«Многие из этих чудо-младенцев находятся на искусственном или смешанном вскармливании, но дело, оказывается, не в этом».
Давно известно, что на смесях дети лучше и дольше спят, ибо для их переваривания требуется больше времени, но дело конечно же не в этом.
«Даже те малыши, которых кормят исключительно грудью, не путают день с ночью.»
А вот тут оказывается, что автор путает понятия. «Путать день с ночью» и «спать всю ночь» вещи разные. Большинство детей ночью кричат и требуют еды не просыпаясь, так промежду прочим.
Держитесь, дальше будет больше прекрасного.
«Большинство уверено, что их дети сами научились спать подолгу. Стефани говорит, что вообще ничего не делала для этого.
- Мне кажется, ребенок сам это решает, - считает она.»
И еще вот это:
«То же слышу от 34-летней Фанни, издателя финансовых журналов. По ее словам, примерно в три месяца ее сын Антуан сам перестал просыпаться на кормление в три часа ночи.
- Он просто так решил, - говорит она. - Я его не заставляла. Я кормила его, когда он просил. Просто у него установился такой режим.
Венсан, муж Фанни, услышав наш разговор, сообщил, что Фанни вышла на работу через три месяца. Как и остальные родители, с которыми я беседовала, он думает, что это не просто совпадение. Мол, Антуан понял, что его маме теперь нужно рано вставать и ехать в офис.»
По последним исследованиям ученые склоняются к мысли, что новорожденный ребенок ощущает себя овалом со ртом. (Жалею, что не сохраняла ссылки на пруфы всех этих статей и исследований, сейчас бы пригодилось). И вот этот овал, который не осознает себя, не понимает кто он, что с ним и что это за тело, по мнению автора книги и французов (с ее слов) ПОНИМАЕТ, что маме надо в офис. Ноу комментс, как говорится...
Едем дальше.
«Венсан сравнил это интуитивное понимание с системой коммуникации у муравьев - те общаются посредством химических волн, передавая их через свои усики.»
Интуицию и химические волны судя по всему ловят тоже только французские дети. Не верю, что во всем мире миллионы мам, качая часами своих детей не посылали им и мысленно и интуитивно и разными чакрами посылы засыпать, но что-то глухо.
«Кроме того, внимательно наблюдя за детьми с самого рождения, они пытались уловить ритм малыша. И постепенно перестроить его под свой собственный.»
Ритм у ребенка есть, это правда, ребенок, как правило, устанавливает его сам, автоматически. Но вот этот вот пассаж про «перестроить под свой собственный» эт как? Например, ночь у ребенка как правило начинается в 19 вечера, как предлагаете перестроить его под удобные маме 22 часа? Напоминает анекдот «дома ты, или нет в 21 вечера у меня секс. Понял?». Ребенка не интересуют твои дела и прочее, он хочет спать и не может сам уснуть в силу незрелости нервной системы и преобладание возбуждения над торможением. Что предлагаете? Истерику? Или еда. Женское молоко не очень-то калорийно, а желудок ребенка очень маленький (при рождении 5мл), он физически хочет есть каждые 2-3 часа. Что предлагаете? Запихивать как гусю через воронку в горло выше желудка, пусть постоит в пищеводе?
Ответа на этот вопрос, к слову, в книге нет.
Далее автор цитирует книги и я просто приведу цитаты. Насколько они настоящие - не проверяла, примем за то, что настоящие.
«Ребенок и его сон» (L'enfant et son sommeil). Ее автор, Элен де Леерснайдер, известный парижский педиатр, специализируется на детском сне.
«Чтобы уснуть в кроватке и отделить себя от родителей на несколько часов, ребенок должен доверять своему телу, верить, что его организм не даст ему погибнуть, даже если он его не контролирует. Он должен быть достаточно спокойным, чтобы принять странную мысль о том, что наступает ночь.»
В книге «Сон, сны и малыш» также говорится, что ребенок способен научиться спать, лишь смирившись с тем, что он - отдельное существо: «Безмятежные, долгие и спокойные ночи начинаются после того, как ребенок признает свое одиночество. Это ли не признак того, что он обрел внутренний покой и перестал страдать?»
Что это? Что это за бред? Для тех, кто не в теме: личностью, отдельной человеческой единицей, ребенок осознает себя к трем годам. До этого возраста ребенок не воспринимает себя чем-то отдельным от матери. Он скорее воспринимает себя частью команды я+мама. Т.е. до трех лет он в принципе не способен не то, что на размышления, а на понимание таких высоких материй как страдание, доверие и смирение.
Ребенок должен осознать что он - отдельное существо. Я вот как-то читала исследования по непреднамеренному самоубийству у детей в возрасте до 7 лет. Странно звучит да? А дело в том, что если по какой-то причине матери не становится (умерла, ушла и бросила) ребенок автоматически погибает, так заложено природой. И вот исследование охватывало детей-сирот или тех, которых оставила мать, ибо оказывается, что они неосознанно стремятся покончить с собой (влезть куда-нибудь, ступить под машину и проч.). Подобные «несчастные случаи» имеют высокий процент именно среди таких детей, даже если они были усыновлены позднее, но не знали об этом. Объяснялось это тем, что таким образом ребенок подсознательно завершал уже запущенную биологическую программу «нет матери - нет ребенка». Это к вопросу о том, что ребенок должен осознать свое одиночество. Как видите, даже не осознавая его, к чему ведет одиночество младенца.
«Он уехал в восьмидесятые и помнит Францию как страну, где новорожденных в роддомах оставляли «прокричаться» в полном одиночестве».
Интересно, почему же это перестали делать, а? А вот раньше еще лоботомия была, считалось хорошим методом лечения, почему же такой хороший метод больше не используют?
Напомню, что в первый год жизни ребенка формируется базовое доверие к миру и когда потребности ребенка игнорируются, это самое доверие нифига не формируется.
Не претендует на серьезную истину, но упомяну. Читала, что по ощущениям маленького ребенка, когда он кричит и к нему никто не подходит соизмеримо по стрессу с тем, что вас закапывают заживо, вы кричите, но никто не подходит. С учетом, что ребенок полностью зависит от взрослого - верю.
«Он тоже говорит о ритмах и о том, что детей нужно учить справляться с разочарованиями.»
Да, младенческий возраст для этого подходит как нельзя лучше. Объясните мне, как младенец должен сделать выводы о разочаровании и научится с ним ПРАВИЛЬНО справиться? Этого в книге тоже не объясняется. Просто примите за истину, ведь французы лучше знают как воспитывать детей.
«Есть еще одна причина, почему стоит подождать, прежде чем бросаться к ребенку: грудные дети во сне часто вздрагивают, меняют позу и издают множество разных звуков. Это совершенно нормально, и ничего страшного в этом нет. Если же родители немедленно подлетают и берут ребенка на руки, он, естественно, просыпается.»
Да, а еще они бывают срыгивают и захлебываются тихонечко своими же рвотными массами. Но вы не прыгайте, не прыгайте, пусть сам успокоится. Ключевое тут скорее: нахера брать его на руки?? Просто посмотреть что там делается не судьба?
Далее автор наконец приоткрывает тайну: не нужно бросаться к ребенку сразу, а нужно выдержать паузу, может сам успокоится, может еще чего. Ниже она указывает сколько длиться эта пауза:
«Александра, чьи дочери еще в роддоме спали всю ночь, утверждает, что не бросалась к ним по первому зову, а иногда выжидала пять или даже десять минут, прежде чем взять их на руки. Ей хотелось точно знать, что это: переход между циклами сна, с которыми они справятся самостоятельно, или их тревожит что-то еще»
5-10 минут! Вы просто не представляете, как это невероятно долго для младенца - 10 минут.
«Если ребенок недельного возраста начинает плакать ночью, от полуночи до пяти утра, авторы памятки советуют поменять ему подгузник и покачать, но не давать грудь»
Мда? А вот педиатры всего мира не согласятся, в унисон утверждая, что ночные кормления даже важнее дневных, ибо ночью молоко нажористей.
«В специальной литературе говорится также, что прослеживается четкая связь между недостаточным или беспокойным сном и раздражительностью, гиперактивностью, агрессией или неконтролируемой импульсивностью ребенка.»
Здесь автор просто путает причину и следствие. Не потому ребенок гиперактивен, что спит плохо, а спит он так, потому как нервная система у него иная. Но да о чем это я? Читая все дальше и дальше я все больше теряю веру в эту книженцию.
И вот мы пришли к апогею:
«Конечно, и во Франции есть дети, которые не успевают научиться правильному сну к четырем месяцам. В этом случае французские эксперты обычно рекомендуют тот или иной вариант метода «оставить ребенка прокричаться».
«По поводу этого метода специалисты по науке сна высказываются однозначно. Исследования подтверждают: если оставить ребенка кричащим, он научится спать или сразу (в науке это обозначают термином с неблагозвучным названием «отмирание»), или постепенно, в несколько этапов («частичное отмирание»).»
Интересно, а тебе не приходило в голову мысль, почему это называется именно так?
Суть метода, кто не в курсе (рекомендуется для детей от 4 месяцев):
«ребенка готовят ко сну при помощи обычного вечернего ритуала: купание и колыбельная. Затем укладывают в кроватку в привычное время - желательно, чтобы при этом он бодрствовал; в следующий раз заходят в детскую в семь утра».
Ребенок при этом орет, надрывается, у него истерика, но родители не обращают на это внимания. Ребенок в итоге от бессилия засыпает. Орать он может, как вы понимаете, не один час. Мне страшно представить, что происходит в этот час внутри маленького человека, полностью зависимого от тех, кто его оставил. Надо ли объяснять, почему это называется отмирание?
«прежде чем оставить малыша одного, важно объяснить ему, что вы собираетесь делать.
- Вечером нужно поговорить с малышом. Сказать, что, когда он проснется в первый раз, вы дадите ему соску, но после этого уже не придете. Потому что пора спать.»
И мы опять приходим к матчасти. Ребенок до года (если не больше) не понимает речь. Она для него - журчание воды. Потому рекомендуется и дети любят слушать стихи и всякие прибаутки - они слушают ритмику слога. В лучшем случае в возрасте 7месяцев ребенок, как кот или собака, знает свое имя и понимает отдельные слова или команды «гулять», «ням-ням» и проч.
Т.е. чтобы вы там не говорили, ребенок уловит интонацию, эмоции, в лучшем случае поймет отдельные слова, но не суть! Т.е. он на самом деле не понимает, что и зачем вы делаете, хоть трибуну поставьте и выступайте перед ним.
«По словам Лоранс, самое важное в приучении младенца ко сну - поверить в то, что у него все получится.- Если не верить в этот метод, он и не сработает, - утверждает она. - Я не сомневаюсь в том, что каждую следующую ночь малыш будет спать лучше. И я не теряю надежду, даже если он просыпается через три часа. Главное - верить.»
Знаете, это звучит примерно как «главное поверить, что выиграете в лотерею и у вас все получится».
«Возможно, все дело в том, что наши дети спят так, как мы того ждем от них, но стоит лишь поверить, что даже у младенцев может быть определенный режим, как этот режим появится.»
Я прям даж не знаю что на это написать. Я вот изо всех сил верила, когда мы приехали домой, что малая будет уже к третьему месяцу спать всю ночь, как гласили таблички из интернета. Но че-то клала малая с прибором и на таблички и на мою веру.
«Часто родители переживают, что четырехмесячный ребенок может ночью проголодаться. В ответ на это Коэн пишет в своей книге: «Да, он голоден. Но ему необязательно есть. Вы тоже можете проголодаться среди ночи, но научились не есть по ночам, потому что желудку полезно отдыхать. Так вот, желудку младенца это тоже полезно».
Еще раз, жрать по ночам младенцу жизненно необходимо, это не взрослый, который как удав способен заглотить на ночь мясца с картохой и переваривать все это десять часов. Замечательный врач!
«В книге «Сон, сны и малыш» говорится: «Всегда соглашаться с требованиями ребенка, не говорить ему „нет“ опасно для формирования личности.»
Опять повторяем матчасть: ребенок осознает себя как личность к трем годам, какой смысл муштровать младенца?
«Для французов обучение грудного ребенка сну - не эгоистичная стратегия, рассчитанная на ленивых родителей. Это первый и самый важный урок, благодаря которому дети учатся полагаться на себя и не бояться одиночества.»
Да-да, четырехмесячные, которые едва голову держать научились. Чем дальше - тем бредовее.
В завершение скажу: отказники в больницах тоже не плачут, почему? Да потому что знают, что никто к ним не подойдет. Хотите сделать своего ребенка таким же?
Я ни в коем случае не хочу сказать, что детям надо "дуть в попку", это другая крайность, но и эгоистично забивать на ребенка, вылепливая его как пластилин под себя, тоже ни к чему хорошему не приведет.
Резюмирую: не читайте эту книгу. Если все же решились, не читайте с серьезным намерением использовать советы на практике. Ее можно прочитать, чтобы получить взгляд с другой стороны, не более того. Лучше уж обратитесь к первоисточнику, тому же Споку, если вы приверженец подобных взглядов.
Я бы порекомендовала почитать Комаровского, что касается физиологии и ухода за младенцами он пока что лучший. А по развитию - Петрановскую или Гиппенрейтер. Да хотя бы банально скачайте конспект по возрастной психологии для студентов вузов и почитайте период младенчества. Это явно будет быстрее, короче и главное - полезнее, чем книженция на 300+ страниц с размытыми советами разных подруженций автора.
Что касается восторженных отзывов. Объясню почему их такое количество. Все просто. Женщина тоже человек. И то, что она стала матерью, не означает что она теперь эфемерный дух без собственных желаний и потребностей. Но как раз именно такой образ нам транслируют из каждого утюга, женщины зачастую даже сами не понимают, почему они злятся и превратились в фурий. Даже себе не всегда признаются. Оттуда как раз и растут ноги послеродовой депрессии. А тут они натыкаются на книгу, в которой осторожно и мягко вносят идеи о том, что дите не главное, женщина хочет быть человеком и имеет на это полное право и тд. и т.п. Среди моря литературы о том шо «дети главное сокровище в жизни женщины» (что, имхо, другая крайность) эта ярко выделяется и привлекает «ага, я не эгоистичная сука, вот даже в книжке это написано!». Просто помните, что не все книги одинаково полезны.