«Имейте на все собственное мнение. Всегда занимайте совершенно определенную позицию. Иногда вы можете ошибиться, но человек, который не имеет собственной точки зрения, ошибается постоянно» © Роберт Хайнлайн
(Перечитав
предыдущую тему и комментарии к ней, я вдруг вспомнил, что еще летом собирался поделиться некоторыми мыслями о том, как усовершенствовать подход к обучению в ВУЗах. В общем-то, эта заметка, будет неким продолжением вчерашнего материала. А к размышлениям на эту тему, побудила беседа с жж-другом
viktorkaushan).
В прошлом году, в России, была проведена достаточно эффективная программа по утилизации автомобилей. Сдаешь старый рыдван - получаешь сертификат на 50 000 рублей. Покупаешь новый автомобиль - государство перечисляет эту сумму автодилеру. Это было просто, чётко и выгодно. Выгодно как дилерам, производителям и автолюбителям, так и самому государству.
Полезный опыт вполне можно распространить и на другие сферы (в этом и заключается смысл прикладной комбинаторики).
Например - используя похожую систему «денежных сертификатов» как для стимулирования всеобщего высшего образования, так и для выборочной подготовки специалистов, необходимых стране «здесь и сейчас».
Как это можно реализовать? Например, вот так:
Когда в семье рождается ребенок - то ему выдаётся персонифицированный сертификат на обучение в ВУЗе (когда он вырастет) (а на самом первом этапе, можно выдать сертификаты всем молодым людям до 20 лет). Сертификат стандартный для всех граждан, а цена ВУЗа - безразлична (хоть самый дорогой, хоть самый дешевый). И если абитуриент смог-таки поступить - сертификат делится на годы обучения. Если год в одном ВУЗе стоит 100 000 рублей, а в другом 25 000 рублей - это не играет роли, так как сертификат погашает стоимость образования вне зависимости от ВУЗа и стоимости учебы.
Цена учебы варьируется - если поступаешь в своем регионе - то выше стипендия и ниже «оплата» за год. Поступаешь в чужом регионе - выше цена обучения и ниже стипендия (сертификат динамически изменяет цену в % - перемещая деньги между оплатой и стипендией (заложенной в стоимость учебы в конкретном ВУЗе) ). (В некоторых случаях, можно делать и наоборот, например, если стоит задача «перемешивать» регионы и налаживать межрегиональное сотрудничество).
Но этим дело не ограничивается. Чтобы иметь «кнут и пряник» и стимулировать абитуриентов поступать на остро-необходимые специальности - на таких направлениях выплачиваются повышенные стипендии, и устанавливаются специальные «бонусные» условия (такие, как гарантия последующего трудоустройства).
И третий вариант обучения - дистанционное обучение с сертификацией в конце. Это позволит массово поднять уровень доступа к актуальным знаниям, вне зависимости от места проживания гражданина.
Некоторые тонкости системы:
Монетизировать сертификат - нельзя.
Действие сертификата ограничено периодом с 17 до 40 лет. Не учился вообще - сертификат «сгорает».
1 сертификат - равен 5-6 годам учёбы (в зависимости от длительности учебной программы).
Если студента выгнали - то оставшиеся «годы» можно будет еще 1 раз использовать в другом месте, а разницу в «истраченных» годах оплатить самостоятельно.
Если студента выгнали дважды - сертификат и не израсходованная сумма окончательно «сгорают» - т.е. деньги возвращаются государству.
Всё время, что сертификат не используется (с детства и до поступления) - деньги «крутятся» государством, а не просто лежат «в кубышке».
Либо, используется «схема 2», в виде эмиссии необходимой суммы государством, при поступлении абитуриента в ВУЗ. Поступил, деньги допечатались, а впоследствии вернулись из выплаченных налогов будущего работника. Т.е. реализуется простая инвестиционная схема, где объект вложений - гражданин.
Чтобы не отрываться от жизни - стоимость учебы привязана к, скажем, МРОТ. Растет МРОТ - растет цена учебы, дорожает сертификат и увеличивается стипендия. Просто так, с потолка, цену на учебу в учебном заведении поднимать нельзя.
Если подготовленный по такой программе специалист, собрался эмигрировать заграницу - то обязан оплатить стоимость учебы в троекратном размере (т.к. 1 - страна потеряла специалиста; 2 - была упущена выгода (и потеряно время); 3 - специалист достался государству-конкуренту).
Если же он остался, то:
- Вариант 1. Обычный выпускник работает в стране 10 лет (на любой работе) - и его обязательства автоматически погашаются.
- Вариант 2. Выпускник по спец-программе должен проработать в стране 15 лет на любой работе, или 10 лет по специальности, и его обязательства так же считаются погашёнными.
- Вариант 3. «Дистанционник», должен проработать в стране 3-5 лет на любой работе.
- Вариант 4. Если человек учился за свой счет, не используя сертификат - то он может эмигрировать когда угодно и куда угодно.
Что это даст в итоге:
1. Всеобщее бесплатное высшее образование - при обоюдной выгоде граждан и государства;
2. Возможность «заказать» необходимое число специалистов, по востребованным в стране специальностям (дабы избежать перекоса на юристов-экономистов);
3. «Мягкие» барьеры на пути эмиграции. За 10 лет работы внутри страны, человеку успеет исполниться 30-31 год, у него появится семья, дети, карьерный рост, друзья и знакомые, движимое и недвижимое имущества - и всё это будет жалко бросать;
4. В ВУЗы пойдут «живые», и достаточно «жирные» деньги, что в свою очередь - даст возможность вкладывать их в реальные исследования и разработки; развитие инфраструктуры; создание конкурентной науки; и выплат достойных зарплат профессорам и научным работникам.
Обеспечить работу такой схемы можно: - либо перенаправив часть нефте-газовых доходов на подобные «инвестиции в граждан» (тем более, что средства в течении 3-5-10-15 лет вернутся обратно, но уже в виде налогов, а граждане - не разбегутся как крысы с тонущего корабля и, глядишь, увеличат свою численностью); либо - за счет денежной эмиссии, при поступлении абитуриента в ВУЗ. Расценивая выделенно/созданные средства - как прямые инвестиции, которые гарантированно вернутся обратно.