Прогресс двигают не те, кто рано встает, его стимулируют лентяи, старающиеся облегчить себе жизнь. © Роберт Хайнлайн
Послушал сейчас выступление доктора Л.М. Рошаля, которое бродит по интернету. Удивил момент, что в больницах до сих пор нет единой информационной среды, и он искренне радуется, что в Воронеже хоть что-то делают в этом направлении.
Мне показалось это странным, а так как я люблю автоматизацию процессов - то сразу набросал схемку, как можно быстро оптимизировать работу медиков.
Уже после опубликования, тему помог расширить, доработать и переосмылить мой жж-друг
p_kd, за что ему огромное спасибо! Так что все описанное, можно считать нашим совместным проектом автоматизации медицины.
1. Итак, первое. Создается единый центр обработки данных (с резервным копированием, всё как положено). В случае обновления системы - все больницы обновляются моментально.
2. Из регистратур больниц - выкладывается информация по свободным местам, прямиком на официальные городские сайты. Койко-мест в больницах ограниченное число, так что организовать схему с динамическим обновлением, после выписки или «вписки» пациентов - элементарно. Зеленое место - свободно, синее - занято, красное - забронировано за машиной скорой помощи, которая в пути.
В поликлиниках, соответственно, следует ввести электронные очереди. Пришел обычный человек в больницу, отметился в регистратуре, записался к определенному врачу, в такой то кабинет, и всем кто еще дома - видно, сколько человек уже в очереди. Накопив статистику - можно будет даже достаточно точно определять сколько времени на пациента уходит у врача, а значит заранее можно было бы прикинуть успеваешь ли по-времени на прием в этот день. Параллельно, и сами больные из дома могут «застолбить место», введя свой номер страхового полиса.
3. Для врачей - закупается партия планшетных компьютеров (они стоят копейки если брать, в том же Китае, сконфигурировав на заказ) с поддержкой Wi-Fi/WiMAX и 3G/GPRS (чтобы иметь возможность передвигаться по больнице и посещать больных на дому, оставаясь в сети), и конечно с камерой - для организации видеоконференций, ip-телефонии, и консультаций «на лету».
Чтобы не мучиться с апгрейдом и снять проблему устаревания железа - выстраивается система с облачными вычислениями, чтобы обработка «тяжелой» информации шла на внешнем сервере. Весь софт и операционки - естественно freeware (Android, Ubuntu и т.п.).
4. Пишется приложение-клиент для планшетников и обычных больничных десктопов. Задача сделать так, чтобы все болезни были удобно разделены по категориям (с поисковиком если надо), с сортировкой по часто выписываемым рецептам и болезням, чем чаще - тем выше. Теперь врачу не требуется вести записи в карте пациента от руки, и выписывать рецепты (информация заносится в электронную карту больного).
Оформить всё следует так, чтобы было максимально пальцеориентировано, причем работе не должны мешать резиновые перчатки на руках врача.
5. А дальше - девайс подключается к базе данных ближайших аптек, чтобы посмотреть, где продают нужные лекарства (или их аналоги, с разбивкой по цене). После этого, доктор сам, лично (под своим логином), выставляет бронь на лекарство (особенно если оно по рецепту) - на 24 часа.
Теперь пациенту останется лишь забрать препараты и оплатить их на месте. Либо, во-время бронирования врачом, указать, что готов оплатить доставку на дом из аптеки.
Тем самым достигаются следующие цели:
Автоматизация и унификация медицины (вне зависимости от территориального расположения).
Удобство планирования в аптеках и больницах
Наглядность - как в очередях, так и в «койко-местах».
Упрощение ведения карт болезни, сокращение времени на бумажную работу и заполнение бланков.
Унификация самих врачей, снижая требования к знанию препаратов - т. к. видно сразу какие аналоги существуют.
Мобильность и удобство работы для самого врача.
Прозрачность схем оплаты труда врачей, если они зависят от числа пациентов.
Исчезает почва для махинаций с рецептами.
Не требуется апгрейдить компы - так как вычисления производятся «на той стороне».
Возможность связаться с коллегами, показать пациента и обсудить диагноз.
Преемственность - возможность ведение электронной истории болезни, в медицинской истории жизни человека.
Упрощается диагностика в экстренных ситуациях.
Накопленная информация и статистика - дает материал для научной обработки (причем с масштабируемостью по годам и территориям).
Универсальная медицинская карта, четко фиксирует побочные/аллергические эффекты медикаментов у данного больного. Облегчается назначение лечения (видны уже опробованные неудачные варианты).
Легче контролируется компетентность конкретного врача.
Появляется возможность синхронизировать планшетник с: ЭКГ, глюкометром, измерителем насыщения кислорода в крови, тонометром (измерение АД), стетоскопом с чувствительным микрофоном и перегонкой wav файла по беспроводным сетям или через USB.
Можно проводить дистанционный контроль за хроническими больными, снимая показания с приборов на их теле (получая измерения нужного параметра с задаваемой частотой).
Обучение студентов, проводилось бы на большом массиве реальных случаев, с разбором ошибок, тактики ведения больного, редких и нетипичных вариантов.
Чтобы визуально было бы понятнее, сделал схему:
Но и это не всё. Автоматизацию можно развить шире и глубже, переосмыслив подход к медицинским лабораториям. Это выглядит так:
Все анализы разбиты на несколько ступеней:
Делающиеся на месте, в самом учреждении.
Накапливающиеся в лаборатории, всего города/района.
Областной уровень.
Федеральный уровень.
На 1 уровне делаются все экстренные анализы и частые анализы. (Для каждого учреждения можно составить свой список анализов, производимых на месте).
На 2 уровне более редкие требующиеся например одному больному на 100.
На 3 еще более редкие, но с отработанной технологией.
На 4 любая редкость, вплоть до экспериментальных.
При заборе биоматериала, медсестра распечатывает этикетку со штрих кодом (либо наклеивает RFID-метку) и наклеивает ее на пробирку. Далее материал отправляется в лабораторию, где он сортируется, и то что делается на месте - ставится в автоматы, или на хранение, а остальное забирает курьер и увозит на 2-3-4 уровень. Автомат считывает штрих код или метку, проводит анализ и через сеть отправляет информацию в медицинскую историю больного.
Итого:
Увеличивается скорость - анализ в произведенный на месте появляется в истории через 1-2 часа (сейчас через сутки) в районной-областной лаборатории через 6 часов - 2 суток (сейчас до 10 дней) федеральный уровень от 2-х суток.
Себестоимость анализов снижается, так как себестоимость сильно зависит от объема, и нет необходимости в покупке каждым учреждением дорогой аппаратуры, которая работает 1 раз в месяц.
Вне зависимости от места учреждения (хоть амбулатория в глухой деревне) возможности лабораторной диагностики - одинаковы.
Отдельно хочу остановиться на общей защите системы.
Если базу данных по всем больницам хранить централизовано - возникает высокая вероятность утечки данных (яркий пример: - операторы сотовой связи). По-этому, более эффективна система распределенных баз данных, где у каждой больницы - своя база с электронными картами (заводимыми тогда, когда человек первый раз приходит в больницу (что и обеспечит территориальное распределение) ). Но если пациент уехал из, скажем, Владивостока в Москву - доступ к его медкарте останется прежним.
Например, можно использовать на выбор: - данные паспорта, данные медполиса, номер страховки, номер медкарты и логин, чтобы обеспечить удалённый доступ к медкарте, из любой точки страны. И само собой разумеется, что карту можно распечатать если потребуется.
Доступ к карте - равен на всех уровнях системы (как для президента РФ или директора МВД - так и для врача больницы). Без этого получится система слежения за человеком. Внешний доступ должен осуществляться сразу несколькими ключами, например - сам больной + лечащий врач + администратор, или прокурор, или нотариус, или следователь и т. п в зависимости от ситуации.
Полную медицинскую историю, с персональными данными - видит только лечащий врач. Для всех остальных (например главврача больницы), не связанного с лечением персонала - доступна лишь обезличенная версия (т. е. без ФИО, без паспортных данных и т. п.), для удобства ведения учета и контроля
На мой взгляд, описанный комплексный подход, полезен как для самих врачей, так и их для пациентов.