(Добавление сюда:
http://bouriac.ru/ARTICLES/1941_2.htm)
Для меня странно, что оправдание поражений РККА в начальный
период войны недостаточностью свежего военного опыта используется
даже людьми, которые отнюдь не являются большими любителями Ста-
лина/СССР/России, а всего лишь стараются быть объективными (по-
следнее, разумеется, похвально).
Заметим, что...
- СССР худо-бедно воевал с Финляндией с 30.11.1939 по
12.03.1940; это составило 3 с половиной месяца, тогда
как Французская кампания Гитлера, имевшая место с
10.05.1940 по 24.06.1940, длилась лишь полтора месяца;
- СССР несколько лет участвовал своими "советниками" (=
командным составом), в китайско-японской войне на стороне
гоминьдановского Китая;
- СССР аналогично участвовал "советниками" в Гражданской
войне в Испании; война происходила в 1936-1939 гг.;
- СССР вполне имел возможность довольно пристально изучать
все новейшие военные кампании Гитлера;
- Россия не так уж задолго до этого пережила Первую Мировую
войну и Гражданскую войну; те, кому в 1914 году было 20
лет, в 1941 году было 47 лет, вполне ещё призывной возраст
даже для солдат; когда дело касается немцев, то обнаружива-
ют, что у них в генералах ходили люди с "благодатным"
лейтенантским опытом Первой Мировой, а когда переходят на
Россию, то заявляют, что не тот уже пошёл опыт или что
Сталин повыкосил опытных массовыми репрессиями; между тем
вполне себе получили впечатления от Первой Мировой такие
ведущие советские военные деятели, как Шапошников, Будён-
ный, Тимошенко, Кулик, Жуков, Василевский, Рокоссовский и
др.;
- если выкашивать опытных командиров массовыми репрессиями,
то опыт накапливаться не будет, даже если страна будет вое-
вать постоянно; "отсутствие опыта современной войны" как
эвфемизм для "выкоса опытных массовыми репрессиями" --
это, извините, подмена понятий -- хитрая или по небрежнос-
ти;
- Первая и Вторая Мировые войны разделены промежутком всего
лишь в 20 лет и во многом очень похожи; в Первую Мировую
уже были пулемёты, миномёты, аэропланы, танки, бронепоез-
да, отравляющие газы, радиостанции и т. п.;
- учиться воевать посредством войны -- это ОЧЕНЬ НЕПРАВИЛЬНАЯ
поведенческая установка: нападёшь на слабого -- твоя война
будет лёгкой, быстро закончится, и ты снова ничему не на-
учишься; нападёшь на слишком сильного -- накостыляет он
ТЕБЕ, а не ты -- ему; далее, платить сотнями тысяч смертей
своих солдат и большими материальными потерями за то, чему
-- при наличии мозгов -- можно научиться и в мирное время
(через аналитическую работу, курсы повышения квалификации,
через учения и штабные игры) -- это чудовищный абсурд;
- те, кто учатся воевать посредством войны, тут же в процессе
учёбы выбывают из числа учеников в довольно больших количе-
ствах -- убитыми и покалеченными;
- все трындят, что надо учиться на ЧУЖИХ ошибках, а как дохо-
дит до дела, как 22.06.1941, то вдруг пускается в ход по
сути оправдание, что научиться на СОБСТВЕННЫХ ошибках не-
множко не успели;
- не понятно, а сколько времени-то некоторым надо было учить-
ся? если судить по боевым действиям РККА в 1942 году (от-
ступление до Сталинграда и Северного Кавказа), то напряжён-
ная учёба всё ещё шла.
Мне говрят: в Испании и Китае была "не совсем та" война. Ой,
разумеется, всякая война уникальна. "Совсем ту" войну Советский
Союз получил только 22.06.1941, а до того ему не фартило.
"Хорошая" идея в русле мышления верящих в благодатность "опыта
современной войны": обратиться к соседней стране с предложением
повоевать между собой с целью обретения указанного опыта. Да,
погибнут люди, чуть израсходуются танки и т. п. зато придёт дра-
гоценный "опыт", который может пригодиться против третьей сторо-
ны, а то и против... друг дружки.