Про [жуткость] не совсем блистательность кинорежиссёра Данелия (продолжение)

Nov 17, 2023 18:43

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/ARTICLES/Critical_Miniatures.htm)

Наверное, Данелия раздражает меня но в последнюю очередь своей
"верхушечностью": с ним и Хрущёв общался запросто, и Брежнев. В
компании с Брежневым этот Данелия мог даже на футбол запросто
сходить (только, вроде, не сходил). Данелия был для них не слу-
чайным контактом, а заметной фигуркой из широкого круга их эпизо-
дического общения. Да что там Брежнев с Хрущёвым: "через одно
рукопожатие" (режиссёра Чиаурели) юный Данелия почти тёрся о
самого Сталина.

Кстати, о футболе. Уж извините, но я считаю, что интерес к та-
ким вещам (к зрелищному спорту вообще) -- это признак простова-
тости душевного устройства. Переживать по поводу катания мячика
по полю -- тот ещё абсурдизм.

Держать дома котов и собачек (а Данелия держал) -- это, по-мо-
ему, тоже нехороший признак, уж пардон. Лишние хлопоты, расходы,
зараза, шерсть, порча мебели, а напоследок -- ещё и печалька с
похоронами. Жена завела аквариумных рыбок, когда дети были ма-
ленькими, так эти рыбки меня ИЗНУРИЛИ. Хорошо ещё, что не надо
было чесать им брюшко и водить их на прогулки.

А Данелия ещё ж и курильщик был. И за вортник лил при случае. В
общем, в личностном плане -- дешёвка дешёвкой. Ну, с мизантропс-
кой точки зрения (но она ведь -- о-го-го). А долго протянул, по-
тому что весельчак был (в основном ухохатывался над быдлом, на-
верное), на работе особо не перенапрягался, плюс хорошее медицин-
ское обслуживание "избранных".

Почитал я книжку Данелии "Тостующий пьёт до дна" (2007). Одно
из впечатлений от неё вот такое: 1960-е -- это в СССР уже было
время "сынков" и "дочек". Работа "социальных лифтов" на подъём
к тому времени в основном закончилась: какая семейка не успела
протиснуться в верхний слой, та уже и не могла. Данелия был
"сынок", какая-нибудь Суфико Чиаурели -- "дочка" и т. д.

И вот только не надо про "талантищи" и про "заслужили". Если
вы со мной не согласны, то сами вы -- наверное, плебеищи. Или
тоже "дочки" и "сынки". Никто там открытых конкурсов на талант-
ливость не устраивал, кандидатов не ставил в одинаковые условия.
Кому-то требовалось пробиваться непонятно как из дальней деревни,
а кто-то с детства жил в приличной московской квартире, со школы
заводил нужные знакомства, получал консультации от хорошо при-
строившихся родственников и т. д. Про передачу таланта по наслед-
ству тоже лучше молчите: не просто ведь так говорят, что природа
отдыхает на детях. Что-то иногда передаётся, конечно, но не таким
же сплошняком.

Теперь про "заслужили". Во-первых, помешали "заслужить" другим
-- возможно, более способным и более правильным. Во-вторых, за-
служили, простите, ЧЕМ? Осыпали современников какими-то реальными
благами -- или как-то поспособствовали тому, что современники са-
ми этими благами пообсыпались? К тем, кто делали холодильники и
телевизоры, у меня претензий почти нет, вроде. А к "сказочникам"
-- почему бы и не придраться? Скажем, вместо фильмов Данелии (по
сути гнусных пропагандонских поделок, "нормализующих" убожества
советского образа жизни) я бы весьма предпочёл своевременно уви-
деть кое-что из заграничного кино. Какие-нибудь "Пушки острова
Наварон", к примеру. Или "Бегство к Афине". Оба сняты на острове
Родос. Я там, кстати, был -- правда, не на съёмках, а позже, но
впечатления всё равно потрясали. Наверняка нам в советское время
потому и втюхивали Данелию, чтобы мы не рвались на Родосы.

Читать в указанной книжке Данелии про его бонвиванство, про
комфортное катание его по разным странам за чужой счёт и про меж-
дусобойчики с такими же "верхушечниками", сидящими на шеях у на-
родов, мне было немного противно, но я терпел ради познания. Я
как бы тоже немножко поездил и полетал, но либо в форме команди-
ровок на тяжкий труд, либо за собственные кровные сбережения. Ни-
кто меня у трапов самолётов не встречал и за ручку потом не во-
дил.

Заграничный успех Данелии с фильмом "Афоня" довольно-таки объ-
ясняется [брезгливым] любопытством западоидов к тому, как тут у
нас что крутилось. Такой же успех, а то и больший, наверное, был
бы и у другого режиссёра -- к примеру, у Иосифа Хейфеца с "Бродя-
чим автобусом". Но сунулись с "Афоней", только и всего. Любопытс-
тво было удовлетворено, соваться потом с чем-то другим на ту же
бытовую тематику значило повторяться.

Данелия чуть ли не божится, что чрезвычайно популярная в то
время музыкальная группа "Машина времени" попала в "Афоню" слу-
чайно и что он всего лишь хотел заполучить в эпизоде каких-ни-
будь музыкальных волосатиков. Ага, я очень доверчив. Почти как
следователь НКВД.

Данелия как режиссёр -- концептуально убогий ширпотребщик. Те
его фильмы, которые можно назвать "интеллигентскими", -- это
тоже ширпотреб, только образованческий. Ширпотребность для кино
-- это ОК, это много лучше чем "кино не для всех", но можно ведь
было (точнее, нужно) и что-то важное мимоходом вворачивать. Что-
то против курения, скажем. Или за рожать побольше детей в рус-
ских семьях. Но, по-видимому, ничего важного, толкового, особо
нужного у Данелии за душой-то и не было. Моё впечатление от не-
го после чтения его мемуаров: он был человечек очень поверхност-
ный, всеобщий друг, приспособленец и ретранслятор.

При Советах следовало составить секретный документик для кине-
матографа -- со списком вещей, которые надо в кино по чуть-чуть
вворачивать, и списком вещей, которых надо в кино избегать или
хотя бы показывать осуждающе, но всё рано лишь понемногу. Следо-
вало сделать этот документик вполне достойным, приличным образом,
чтобы "утечка информации" из него только служила пропаганде здо-
ровой советскости. Так вот, если бы такой документик существовал
как неукоснительное настольное руководство к действию, боюсь,
фильмы Данелия -- такие, какими мы их знаем, -- не появились бы
на свет.

кино, критические портретики, СССР

Previous post Next post
Up