Маяковский и евреи

Apr 21, 2023 18:38

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/CRP/Mayakovsky.htm)

Большая тема -- Маяковский и евреи: Брики, Кассиль, Лавут, Пас-
тернак, Кирсанов, Тышлер, Гринкург, Гинзбург, Якобсон, Шкловский
и т. п. Опять же Бенедикт Сарнов (1927-2014) не просто так за
тему Маяковского взялся. Может быть, Маяковский раскручивался не
только по линии партии и правительства, но вдобавок и по еврейс-
кой линии -- как образец особо правильного "гоя". Но я думаю, он
специально евреев себе не искал, а такова была культурная среда в
российских столицах в первой трети XX века. Полагаю, он своевре-
менно подсёк, что для русского поэта его времени одно из важней-
ших условий успешной карьеры -- это ладить с евреями. Если бы ев-
реями были, скажем, два из десяти "контактов" Маяковского, то ев-
рейский аспект его социальных отношений попросту не бросался бы в
глаза. Но у Маяковского евреями были, наверное, наоборот, восемь
из десяти знакомых/приятелей. Половина уж точно. Это если судить
по книжке Сарнова "Маяковский. Самоубийство" (которой я неслабо
попользовался, спасибо). Впрочем, такое впечатление складывалось,
может быть, отчасти потому, что сам Сарнов обращал внимание в
первую очередь на евреев в окружении Маяковского. Обращал по при-
вычке: таки есть у евреев эта национальная черта -- непроизвольно
концентрироваться на своих [как у нас, белорусов (не всех), -- на
евреях: привычка, сорри]. А поскольку книжка писалась уже после
1991 года, то Сарнов не особо старался эту свою наклонность скры-
вать [как я -- свою; ура, хотя бы в этом у нас пока что сохраняе-
тся разумная свобода: не совсем зря мы с КПСС боролись; во време-
на же Маяковского меня бы за подобную вольность, как говорится,
съели с дерьмом].

Можно ли сказать, что Маяковского нам втюхали евреи? Нет, нель-
зя. Потому что основной импульс был придан этому делу товарищем
Сталиным. Но идею дораскрутить Маяковского подсунули товарищу
Сталину всё же евреи (точнее, Лилия Брик, но она действовала не
сама по себе). И они поддерживали Маяковского ещё до того. И они
же доформировывали его (портили, да?): та же Лилия Брик повоспи-
тывала Маяковского немало. Типа еврейская литературная и окололи-
тературная общественность своевременно рассмотрела и огранила
этот брильянт. Сам он, конечно, тоже очень старался, чтобы вы-
рваться в наипервейший ряд.

Что, евреи [в дополнение к убиенным на Пасху младенцам] винова-
ты ещё и в Маяковском у нас в печёнках? Ну, в некотором смысле,
получается, немножко не без этого -- см. восторженную книгу Бене-
дикта Сарнова "Маяковский. Самоубийство".

Хороший вопрос: отразились ли особенности воспитательского ев-
рейского менталитета на поэзии Маяковского? Я думаю, таки да: от-
разились. Но это дело тонкое и сложное, и убедительно ничего не
обоснуешь, да и не стоит овчинка выделки. И к тому же надо ведь
будет доказывать, что у Маяковского это было привнесённое, а не
его собственное, обусловленное генами, впечатлениями кутаисского
детства и какими-то естественными (частью не совсем хорошими)
процессами в мозгу.

Разумеется, и евреи, и русские бывают очень разными, и то, что
очень характерно для некоторых евреев или русских, может быть
очень нехарактерным для некоторых других евреев или русских. И во-
обще, мне очень не хочется соскальзывать в антисемитскую колею.
Но я хотя бы знаю, какая она. И Григория Климова я в своё время
почитывал. Короче, если рассуждать по-григорийклимовски (то есть,
не по-моему; но я не знаю, насколько он неправ), то некоторым
наверняка приглянулось (и было ими в Маяковском усилено)
следующее:
- деструктивность (революционистость);
- некрофильство;
- двуличность;
- манипулизм;
- мегаломания;
- потреблятство.

Убедил ли я в этом хотя бы самого себя? Нет, не убедил. Но я
всё равно доверчиво поделился пришедшей мне вдруг в голову кон-
цепцией: мало ли что.

В оправдание евреев, подраскручивавших Маяковского, а заодно
в оправдание Сталина, назначившего его нам в величайшие, можно
сказать, что почти никто в Маяковского особо не вчитывался: чита-
ли только специально отобранное, частью предписанное школьной
программой, а сверх этого он лишь служил дежурным символом и тем,
кем можно называть всякие объекты. Вдобавок биография его была
нужным образом отредактирована и объяснена, так что особо опасным
примером некрофилии, жлобства, потреблятства, суицидальности и т.
п. для молодёжи он не стал, а так, подгаживал помаленьку. Но вре-
дил он лучшим: вчитывавшимся, ищущим, честным, доверчивым, стре-
мящимся к светлому.

Я не думаю, что Маяковского пропихивали какие-то сверхсекретные
еврейские [подпольщики] борцы за еврейское мировое господство,
посчитавшие Маяковского удобным инструментом для чего-то там.
Нет, точно не думаю (а не только стараюсь не думать). Скорее,
потешаюсь немного. Если бы его "вели", то, может, не дали бы ему
так запросто самоубиться (или самоубийство Маяковского было час-
тью многоходового коварного плана?! а может, он стал "сакральной
жертвой"?!). Сюжет в стиле Дэна Брауна ("Код да Винчи" и др.)
просматривается, руки чешутся, но не хочется кропать ещё одну
большую вещь "в стол". Да и вряд ли хватит способностей. Или всё
же рискнуть?! Невидимая извечная война правильных евреев с непра-
вильными. Правильных российских евреев в эпоху Маяковского воз-
главляют, может, Лев Мехлис и Лазарь Каганович, а неправильных...
Соломон Михоэльс?! Или наоборот?

евреи, Маяковский, литературная критика

Previous post Next post
Up