(Добавление сюда:
http://bouriac.ru/ARTICLES/Misanthropism.htm)
Стремление к превосходству -- естественное, работающее на выжи-
вание. Соответственно оно, с мизантропической точки зрения, в
принципе нрмально и даже рекомендуемо -- если реализуется здоро-
выми способами в отношении здоровых, общественно-полезных вещей.
Чувствование отсутствия или недостаточности превосходства сти-
мулирует активность. Чувствование наличия превосходства -- благо-
дать, разливающаяся по организму.
Собственное превосходство -- далеко не единственный источник
радости у толкового здравомыслящего индивида (поэтому для такого
индивида на достижении всяких превосходств свет не сходится).
Разумеется, для чувствования важно не объективное превосходст-
во, а то, как это превосходство выглядит в глазах чувствующего:
можно много радоваться и по поводу фиктивного либо несущественно-
го превосходства.
Радование своему превосходству расслабляет, временно исключает
индивида из борьбы за превосходство и соответственно повышает
возможность "подняться" для других людей, для конкурентов.
Мизантропское превосходство бывает первичное и вторичное. Пер-
вичное мизантропское превосходство-- это превосходство интеллек-
туальное, самоорганизационное, моральное, волевое и мировоззрен-
ческое. Вторичное мизантропское превосходство -- это превосходст-
во, обусловленное указанными первичными вещами. Оно может быть в
здоровье, обеспеченности, налаженности жизни, творческих успехах
и т. п.
Как правило, мизантроп -- несмотря на свою приверженность к
правде -- радуется собственному превосходству (точнее, набору
всяких превосходств) тайно, не привлекая внимания. Причин для
этого несколько.
Во-первых, он не хочет создавать себе дополнительные проблемы
из-за чьей-то зависти, чьей-то неприязни к конкурентам.
Во-вторых, он немножко сомневается в том, что верно определил
направления, в которых надо рваться вперёд, и свои достижения в
этом рвении.
В-третьих, он, будучи скептиком, не вполне уверен в своём пони-
мании устройства вселенной и поэтому опасается, что какие-нибудь
"высшие силы" крепенько ляснут его за нескромность.
В-четвёртых, он в курсе, что удача переменчива, а перемены к
нехорошему переживаются острее после слишком бурных радостей по
поводу как бы успехов.
В-пятых, мизантроп больше ценит в себе не превосходство, а уме-
ренность. Быть умеренным если не в превосходствах, то хотя бы в
радовании по их поводу -- это для мизантропа тоже источник радос-
ти: радости побед над собой, над своими чрезмерными страстями.
В полном соответствии с вышесказанным тема собственного превос-
ходства над недосапиенсами становится центральной для мизантропа
лишь иногда -- в частности, когда [подползает какое-нибудь недо-
сапиенсовское чмо] припирается какой-нибудь слишком уверенный в
себе недосапиенс и начинает много и противно "критиковать", пани-
братствовать, отнимать время, а попытки мягко поставить [это чмо]
этого недосапиенса на место заканчиваются неудачей.
Вообще, мизантроп обращается к самолюбованию победоносным собой
лишь в ситуациях, когда что-то не шибко клеится и из-за этого в
эмоциях случается недобор физиологически необходимого "позитива".
В остальном же это вроде бы милейший человек: тихий, вежливый,
чистоплотный, нехапучий, избегающий конфликтов и старающийся не
гадить в окружающей среде. При случае он, конечно же, оттолкнёт
вас плечом, а то и [пырнёт ножом] больно ударит, но это только
если обострится борьба за существование, которой никто не отме-
нял.