В центре внимания в работах Ортеги-и-Гассета - социальные проблемы. В «Дегуманизации искусства» (1925) и «Восстании масс» (1929) учёный впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.
Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала - толпы.
Ортега-и-Гассет критикует это положение духа «справа», считая его неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты - людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»).
Рационализм Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости».
Может быть, доля научной работы есть в его трудах. Но в целом предложения не вызывают желания знакомиться с ними подробнее. Непонятно, как они помогли бы решить... да хотя бы нынешний политический кризис. Всего и так навалом, чего он просит: новой откуда-то взявшейся элиты, отношения к мнению масс как к дышлу, руководствования порывом... Может быть, идеи Ортеги-и-Гассета были опошлены так же, как идеи предшественников, которых он критиковал за лёгкую опошляемость.
Я как-то просёк феномен "профессорских" книжек философического типа и потому перестал ими интересоваться. Пишутся они так: из какого-то там пальца высасывается оригинальная идейка с замахом, и потом на эту идейку начинают натягиваться как бы факты. Всё получается местами похоже на то, что мы видим вокруг, но идейку ни доказать, ни опровегнуть в принципе невозможно, а можно только поговорить о ней вокруг да около. И толковых практических выводов из неё, разумеется, нету. Зато автор выглядит шибко умным. Чехов А. П. обзывал таких писателей свистунами, Ленин В. И. - говном.
У каждого претенциозного трепла должна быть своя "концепция", с которой он носится полжизни и выглядит в глазёнках образованцев офигенно обогатившим мировую мысль. У рассматриваемого Ортегогассета такая "концепция" - "массовое общество". По этой части он жутко стандартен.
...Огромное количество хитросделанных организмов хотят прожить так, чтобы ни секунды не держать в руках тяжёлые, холодные и противные железяки, которыми дей ствительно нужные люди зарабатывают на жизнь ... Высшее образование, руководящая работа... Жизнь удалась!!!
В центре внимания в работах Ортеги-и-Гассета - социальные проблемы. В «Дегуманизации искусства» (1925) и «Восстании масс» (1929) учёный впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.
Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала - толпы.
Ортега-и-Гассет критикует это положение духа «справа», считая его неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты - людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»).
Рационализм Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости».
Может быть, доля научной работы есть в его трудах. Но в целом предложения не вызывают желания знакомиться с ними подробнее.
Непонятно, как они помогли бы решить... да хотя бы нынешний политический кризис. Всего и так навалом, чего он просит: новой откуда-то взявшейся элиты, отношения к мнению масс как к дышлу, руководствования порывом...
Может быть, идеи Ортеги-и-Гассета были опошлены так же, как идеи предшественников, которых он критиковал за лёгкую опошляемость.
Reply
У каждого претенциозного трепла должна быть своя "концепция", с которой он носится полжизни и выглядит в глазёнках образованцев офигенно обогатившим мировую мысль. У рассматриваемого Ортегогассета такая "концепция" - "массовое общество". По этой части он жутко стандартен.
Reply
ствительно нужные люди зарабатывают на жизнь ... Высшее образование, руководящая работа... Жизнь удалась!!!
Reply
Надо в перчатках или рукавицах и думать при этом о скором светлом будущем: немножко помогает.
Reply
Leave a comment