Георгий Бурков как приспособленец, антисоветчик и мегаломан

Mar 05, 2020 08:30

(Добавление сюда: http://bouriac.ru/ARTICLES/Critical_Miniatures.htm)

Пример словоблудного антисоветского тра-та-та у Буркова якобы
образца 1975 года, но скорее всего с исправлениями и дополнениями
"перестроечного" периода:
"Может быть, действительно мы живем в эпоху краха исторической
России? Может быть, на самом деле обращение к истокам и к верши-
нам русской культуры сейчас выглядит со стороны смехотворно и
старомодно? Ведь вопрос о национальной русской культуре в прин-
ципе-то давно решен. Мы растворены в жидком составе общепрописных
коммунистических догм - в интернационализме. Интернационализм -
это не что иное, как продолжающаяся мировая революция, замешанная
на международном терроризме. А мировая революция - это планета на
военном положении. На всей территории России в 1917 г. был объяв-
лен комендантский век."

А вот тут явно "перестроечный" пафос:
"Мой отец относился к подполью 30-х, к самому тайному, к самому
замаскированному. Я же совершал свой маневр в обманчивое время
'оттепелей'. Мы с отцом рискнули, и я проскочил. Марксизм-лени-
низм я 'изучил' ровно настолько, чтоб иметь демагогический слой
защиты. Такое разное подполье все 70 лет существовало в нашей
стране. Оно и не могло не существовать, ибо воевали большевики
против Человеческого в Человеке. Против Природы. Против Жизни."

Антисоветчиком в то время можно было быть очень по-разному. Бур-
ков тяготел к трескучему варианту с националистическим уклоном.
Разделял идеологические установки части московской интеллигентс-
кой среды. Пафоса у него много, а серьёзного анализа (= без рито-
рики) и конструктива -- ноль. В общем, как актёр он был вполне
хорош, а как интеллектуал -- стадная серятина с очень раздутым
самомнением, оказавшаяся на весьма видном месте всего лишь в силу
особенностей производства зрелищ и в силу востребованности
типажа.

Антисоветский пафос Буркова несколько извиняется тем, что в
конце 1980-х у очень многих читающих людей пошёл заворот мозгов
от обилия всяких поразительных "разоблачений".

Возможно, у Буркова была мания величия. И она отчасти подпитыва-
лась тем, что сам гиперраскрученный романтично-трагичный Шукшин
водился и развивал заветные планы именно с ним, Бурковым. Читаем:
"Я думаю, что вот сам по себе я очень распущен, вот то, что во
мне есть, некоторая органичность, это же не от бога, это от меня,
от родителей, от предков, через многие колена это вышло наружу во
мне, через меня. И я понял, что многое распылил. Вот есть у меня
некоторая легкость, я могу общаться с разными людьми, находить
сразу же общий язык, работать, так вот я это все распустил. И
лишь дружба с Шукшиным научила меня тому, что это все нужно
собрать, держать в себе, за это нужно отвечать, что это нельзя
разбазаривать, потому что это нужно не только мне. Это мои деды и
прадеды, я и за себя и за них в ответе. Как будто через многие
поколения они вытолкнули меня на пустую арену, чтобы я заговорил.
И это колоссальная ответственность. Люди просто так не приходят в
искусство."

Вот это тоже довольно мегаломанисто:
"За 25 лет работы в театрах как актер я сделал много, не побоюсь
сказать, гениальных набросков, но не более того. И вот сейчас я
должен, обязан просто, сделать совершенные роли, довести все мои
предыдущие эскизы, наброски, задумки до совершенства."

Из обсуждения:
"Если бы железный Шварц позволил себе в Америке дневниковые
бурковские пассажи в стиле: 'у меня нет родины, ее оккупировали
коммунисты (капиталисты)', 'победа в Великой Отечественной (2МВ)
окончательно развалила русских (американцев)' и т. д. то я уве-
рен, что назавтра бы нашли нового Шварца, поумнее - благо что
подходящего человеческого материала навалом, в очереди выстраи-
ваются за т.н. 'американской мечтой'.
Вместе с тем я согласен с вами, что подкармливание голодных
негров - это более достойное занятие, хотя бы как-то снижает со-
циальное напряжение в мире. Вот бы и наши актёришки тоже рванули
собирать гуманитарку каким-нибудь вымирающим алеутам или чукчам.
Но нет, это не так интересно и наваристо, как безответственно
трепаться 'за политику' на теплой кухне за стаканом. Среди таких
же очень сильно переоценивающих себя и свое ремесло людей."

По-моему, особенно верно тут про "переоценивающих". Действи-
тельно, они там в театрах СЛУЖАТ, как в войсках, полиции или
лакеях, а мы прочие, грешные, значится, приземлённо зашибаем
деньгу и перекантовываемся между рождением и смертью.

критические портретики

Previous post Next post
Up