Помер Михаил Савицкий, а радости нет

Nov 10, 2010 20:22

  Когда очередной известный маразматик перекидывается, радости
по большому счёту никакой: все мы сыграем в ящик рано или поздно.
Если бы чмурила отбросил копытца ещё в ранней молодости, было бы
совсем другое дело, а так он успевает причинить максимально
возможное для него количество вреда, а потом попросту уступает
место под солнцем молодой шустрой сволочи -- много более
продуктивной в отношении всякой мерзости.

Художника надо оценивать, наверное, в первую очередь по его
произведениям. Так вот, картины Михаила Савицкого -- это, с
моей точки зрения, претенциозная деструктивная пачкотня, которую
надо убирать с глаз долой, чтобы "масса" не подтравливалась ею.
Это именно пачкотня -- как в части стиля, так и в части содержа-
ния. По стилю такая разновидность дегенератского творчества
называется, кажется, монументализмом. Это когда "мастак",
заведомо зная, что с классиками ему не тягаться, утрирует и
искажает изображаемое -- с претензией на выражение чего-то особо
символичного и особо значительного.

Хвалить "мастерписы" Савицкого могут только добропорядочные
недоумки, не понимающие, откуда берётся зло, либо свихнутые
личности, либо хитрые сволочи, вписавшиеся в гнилой белорусский
истэблишмент или только планирующие туда вписаться.

Я бы назвал картины Савицкого эпилептоидными. В художественной
литературе аналог Савицкого -- Василь Быков. Оба -- по сути
третьестепенные авторы, которых лучше бы здесь никогда не было,
но которые в специфических белорусских условиях раздулись до
великих деятелей культуры.

Савицкий -- это визуальное утверждение худших черт местной
человеческой массы: ограниченности, приниженности, пришиблен-
ности, страдательности, угрюмости, несамостоятельности,
беспросветности, бесперспективности.

Жизненный путь Савицкого -- типичный для белорусского
"деятеля культуры": держание шеренги с себе подобными, награды,
премии, звания, внимание со стороны СМИ, гарантированные вольные
и невольные потребители "продукта", пышные похороны, может быть,
потом даже улица того же имени, но на "выходе" по существу
НИЧЕГО: ни единой вещи, которая бы положительно повлияла на
лучшие умы.

Лучше не показывать картин Савицкого детям и людям с некрепкими
нервами. Там не "правда жизни", а болезненная интерпретация
некоторых её сторон человеком с деформированной психикой.

Каким образом такие деятели, как Михаил Савицкий, выбиваются в
фигуры -- тот ещё вопрос. Ну, тема войны в своё время интенсивно
разрабатывалась во внутриполитических целях, и почти всякое лыко
шло в строку. Потом, "художественной" интерпретацией концлагер-
ного опыта занимался в живописи, похоже, он один, так что было по
отношению к нему заведомое определённое любопытство, а также и
заведомое уважение, поскольку что довольно многие люди худо-бедно
стремятся быть хорошими, только путаются в средствах. У иного
язык не поворачивался назвать мазнёй его "трагические полотна".
Далее, Савицкий наверняка был по-белорусски хитрожоп, то есть,
вполне соображал, кому поддакивать, а кого игнорировать: без
этого в тутэйших местах академиками не становятся.

Савицкий был замечен в отдельных проявлениях антисемитизма.
Охотно верю, что он допускал эти проявления не для того, чтобы
стать "своим" у определённой части белорусского населения, а
"от чистого сердца" и небольшого ума. Может быть, сказывалась
конкуренция с деятелями, вроде Заира Азгура (про которого тоже
можно было бы много "тёплого" высказать, но сегодня не по его
поводу шум). Вообще говоря, это такой приём самопродвижения:
обозначить себя слегка антисемитом. Он напрягает вокруг тебя
атмосферу и гарантирует определённую поддержку со стороны других
разоблачителей еврейских козней. А если у тебя какие-то карьерные
неудачи случаются, появляется возможность убедительно списывать
их на происки евреев.

Из одного еврейского "живого журнала", под заголовком "Сдох
Михаил Савицкий":

"Скандальную славу Савицкому принес цикл картин 'Цифры на
сердце', посвященных ужасам концлагерей.На картине 'Летний театр'
рядом со смеющимся немецким карателем после экзекуции он
изобразил еврея в образе пособника нацистов. В прошлом году на
выставке, посвященной 65-летию освобождения Беларуси от немецкого
фашизма, Михаил Савицкий представил свой портрет Сталина,
написанный в 2002 году и вызвавший горячие споры в Союзе
художников. Когда корреспондент 'Радыё свабода' поинтересовался у
Савицкого, почему он настоял на выставлении этого портрета, тот
ответил: 'Я не знаю, чье это радио. Все СМИ еврейские. Они
скупили все СМИ в Беларуси. Не хочу им служить'."

"Крупный скандал возник после первой же демонстрации цикла
картин 'Цифры на сердце', посвященных ужасам концентрационных
лагерей. На полотне 'Летний театр', где бульдозер сворачивает в
канаву трупы казненных, рядом с смеющимся немецким карателем,
видно, только что осуществлявшим эту экзекуцию, угодливо хихикает
над происшедшим и человек в лагерной форме с характерными
еврейскими чертами и звездой Давида на груди. От художника
потребовали убрать звезду, однако он отказывался, но в результате
по личной просьбе Машерова вынужден был уступить."

Вырывать детали из контекста, выдавать частное за общее и
обострять отношения там, где можно смягчать, -- таким манером
выстраивается антисемитское видение событий, а еврейская общест-
венность (не менее "мудрая", чем "разоблачители еврейства")
провоцируется на ответные выражения неприязни. Это не умно, не
конструктивно -- наконец, не "академично" -- зато, bla, почти
каждый образованец в Белоруссии знает, что есть (был) великий
художник Михаил Савицкий, который какие-то ужасы рисовал.

Белоруссия

Previous post Next post
Up