Вдохновение и мания величия.

Oct 27, 2016 18:13

Вдохновение можно практиковать, как практикуют, к примеру, йогу
и т. п. Можно говорить о культуре вдохновения, об оптимизации
вдохновенческой практики.

Индивид в состоянии вдохновения заведомо превосходит интеллек-
том даже себя самого ДО и ПОСЛЕ творческого акта, не говоря уже о
людях, во вдохновение не впадающих. В состоянии вдохновения он в
своих глазах заведомо высший по показателю человеческой ценности.

Вдохновение нужно не только для творчества, но и для понимания
чего-то сложного (но можно считать, что при этом творится поня-
тийная картина, которая это сложное отражает).

Состояние вдохновения переживается как блаженство. Последующее
состояние удовлетворённости результатом -- и собой -- тоже бывает
очень сильным.

Можно "подсаживаться" на вдохновение, как "подсаживаются" на
что-то вкусное или психотропное. Складывается какая-то там зави-
симость, и человеку становится почти безразлично, что творить,
лишь бы снова и снова впадать в особое состояние. Без вдохновения
"подсевший" на него индивид переживает недобор положительных
эмоций и снижение самооценки, а это не на пользу психическому
здоровью.

Регулярное переживание вдохновения создаёт у индивида привычку
восприятия себя как высшего и наслаждения указанным восприятием,
а это суть признаки мании величия.

Если индивид легко признаёт свои ошибки, испытывает любопытство
в отношении критических высказываний о себе, способен восхищаться
достижениями конкурентов, спокойно относится к непочтительности
"низших" и верит, что они в состоянии хотя бы иногда генерировать
толковые соображения и уместно поправлять его, то его мания вели-
чия не более вредна для его личности, чем зелёный чай. Точнее,
она для него полезна. Но и опасна, потому что может развиться в
нечто большее.

Упоение собственной высшестью может иметь психозащитное значе-
ние: предохранять от душевных травм и лечить их. А ведь у креати-
вных людей риск получения таких травм повышенный.

Не надо путать МАНИЮ величия (выжимание эмоционального максиму-
ма из элементов своего действительного психического превосходст-
ва) и БРЕД величия (являющий собой отход от реальности).

Далеко не все креативные люди удачно пристраивают свой творчес-
кий продукт, и дело при этом зачастую не в продукте, а в общест-
ве. И даже у удачно пристраивающих свой продукт, как правило,
бывает больше проблем с окружающими и с обществом в целом, чем у
людей некреативных. То есть, за обретение возможности переживать
манию величия надо индивидуально платить высокую цену, тогда как
в случае удачного креатива от "маньяков" им пользуется много кто
зачастую бесплатно. Поэтому попрекать креативных людей их манией
величия -- это и невежественно, и подло, и глупо и вдобавок
происходит не без зависти.

Креативный "маньяк" придумал какую-нибудь вещицу -- и доволен
собой безмерно (но недолго), даже если она существует только в
виде идеи. А простому смертному для достижения такого же состоя-
ния обычно надо потратить кучу денег, а то и гадостей наделать.

Нередко, разумеется, креативится ерунда, но сначала кажется,
что ты разродился великим. И что из того? Удовольствие от процес-
са и от начального созерцания результата -- не меньшее, чем при
рожании толковых вещей, а сожалеть в дальнейшем обычно приходится
не сильно, потому что твоих ошибок, скорее всего, никто, кроме
тебя, не заметил, поскольку тебя не замечают вообще они затеря-
лись на фоне моря чепухи, накреативленной другими.

мизантропизм

Previous post Next post
Up