О рациональном в религии (продолжение).

Oct 18, 2015 15:18

(Начало - здесь: http://streithahn.livejournal.com/154060.html)

Церкви в качестве предприятий, как правило, процветают, то
есть, во внутреннем пользовании иррационализм у них не котирует-
ся.

Церкви борются с конкурирующими верованиями не в последнюю оче-
редь посредством рациональной критики, так что можно даже ска-
зать, что они занимаются и рационализацией общества -- или хотя
бы защитой его от совсем уж ущербных заблуждений. (Был я как-то
на православных похоронах, и дамочка там хотела какую-то народную
отсебятину внести в процедуру, так поп одёрнул: это, сказал он,
-- СУЕВЕРИЕ. Я тогда просто опешил. А ещё у меня есть купленная в
Иордании книжка на английском, в которой мусульманский богослов
спокойненько и по существу, с позиции зравого смысла и чуть ли не
науки, разоблачает чепуху, которая в Новом завете.)

Мракокбесие -- это следствие недоработок в церковном деле, а не
имманентное свойство религий.

Положительное или преимущественно положительное в деятельности
церквей (хотя бы в прошлом, хотя бы иногда):
- распространение грамотности, элементарное просвещение;
- психотерапия;
- учёт населения;
- летописание;
- ритуальное обслуживание;
- поддержание нравственности;
- организация помощи нуждающимся;
- сохранение и копирование книг (наряду с уничтожением
каких-то других книг, да);
- миротворчество;
- обеспечение развития архитектуры, изобразительного искусства,
музыки и т. п.

Церкви, как правило, были на высоте в качестве заказчиков архи-
тектурных сооружений и произведений искусства. Заметим вдобавок,
что если в какой-нибудь дворец, тоже место скопления красивых ве-
щей, вход большинству населения был закрыт, то в храм имел доступ
КАЖДЫЙ.

Есть сущность и есть отклонения от сущности: перегибы, недора-
ботки, злоупотребления, извращения, коррупция. Разумеется, обилие
отклонений говорит о низком качестве сущности, но нехороших от-
клонений у церквей было вряд ли больше, чем у других общественных
институтов.

Любой общественный институт пребывает в некоторых рамках, за-
данных другими институтами, и любой стремится выйти за эти рамки:
расшириться и укрепиться, а не сузиться и ослабнуть. Должны быть
некоторые рамки -- разумные -- и для церквей: некоторый оптимум
набора функций и размаха деятельности.

Умные (но не ОЧЕНЬ умные) люди, критически писавшие о церквях,
о религиях, примеряли церкви-религии к себе, а не к обладателям
средних интеллектуальных качеств, тем более не к слабейшей на
голову трети или четверти общества.

Область верований будет занята если не религиозными представле-
ниями, то чем-то другим. Причина -- единственно в устройстве ин-
теллекта, ищущего опоры для своих суждений.

Религия и церковь -- это, среди прочего, не очень вредные руди-
менты далёкой древности, то есть, в некотором смысле исторические
ценности, подлежащие охране.

Борьба с церковью -- вроде борьбы с волками и т. п.: она на
пользу лишь до некоторого предела. При более пристальном рассмот-
рении оказывается, что волки и т. п. всё-таки полезны, хотя лишь
при некоторых условиях.

Общество -- это непрочное нестабильное полуобъединение бывших
животных, склонных нарушать ими же установленные правила. Оно
более-менее сохраняется, функционирует, делает возможным сносное
индивидуальное существование человеков, пока в нём действуют не-
которые противовесы, удерживающие в рамках ту или иную его часть,
норовящую раздуться за счёт других. Церкви -- это части общества,
которые могут быть очень даже приемлемыми, а то полезными, при
условии нахождения в некоторых рамках.

католицизм, РПЦ, интеллектуализация

Previous post Next post
Up