Земун как прародина политического сионизма

Feb 04, 2015 19:24

Земун, -- ныне район Белграда, а прежде самостоятельный город,
причём даже другой страны (Австро-Венгрии).

Холм над Дунаем, обусловивший появление Земуна, был заселён ещё
в дикие времена. В античную эпоху на месте Земуна было поселение
Таурунум. Основано оно было фракийцами. В III веке до н. э. его
заняли кельты, в I веке до н. э. -- римляне.
Потом Земун...
был византийским, гепидским, болгарским;
в 1127 стал венгерским;
в 1521 был занят турками;
в 1717 был занят Габсбургами;
с 1881 находился в составе Хорватии, бывшей частью королевства
Венгрия, бывшего частью государства Австро-Венгрия;
с 1918 перешёл в состав Сербии;
с 1934 стал районом Белграда;
с 1941 по 1945 пребывал в составе Независимого государства
Хорватия;
с 1945 снова часть Белграда.

Кладбище в Земуне размещается на том самом холме, на котором
находятся остатки замка Гардош. Кладбище весьма добротное, с
большим количеством надгробий конца XIX века. На кладбище имеет-
ся, среди прочего, еврейский участок в очень хорошем состоянии,
отреставрированный явно с любовью. Он примечателен тем, что на
нём имеются могилы деда и бабки Теодора Герцля -- того самого
(1860-1904), автора книги "Еврейское государство" и основателя
политического сионизма.

Еврейское кладбище в Земуне. Присмотримся к изображению
"растопырки" из пальцев двух ладоней в верхней части надгробия:
это "биркат-коханим", "благославение кохенов".


Надгробие бабушки Теодора Герцля -- Ривки Герцль (1798-1888) --
на еврейском кладбище в Земуне. Обратим внимание
на изображение плакучей ивы в верхней части надгробия.



О символике еврейских надгробий. С сайта www.eleven.co.il:

"В еврейских катакомбах в Риме на надгробиях (закрывающих ниши)
вместе с надписями часто встречаются изображения меноры, свитка
Торы, лулава и этрога, ножа для обряда обрезания, плода граната и
т. д., однако на некоторых саркофагах римские классические
(языческие) мотивы сочетаются с еврейскими символами (например,
менора, поддерживаемая ангелоподобными фигурами в античном стиле;
4 в.)."

"На одном из еврейских надгробий 2-5 вв. близ г. Мцхета (Грузия)
имеются изображения сосуда для елея, чаши, хлеба, пальмовой ветви
- комплект предметов, связанных с храмовой службой (видимо, моги-
ла левита)."

"...на Таманском полуострове на надгробиях, относимых к 8-9
вв., на лицевой стороне выбиты менора, жезл Аарона, шофар, а на
оборотной обнаружены нееврейские племенные знаки тюркских кочев-
ников; предполагается, что это могилы хазар-иудеев."

"Средневековые надгробия, сохранившиеся в Европе (Испания,
Италия), предельно скромны, на них нет даже простого орнамента и
лишь изредка встречается грубо выгравированная менора (свидетель-
ство принадлежности к еврейству и символ вечного света)."

"В эпоху Ренессанса сефардские надгробия в Европе (за исключе-
нием Лондона), а также на Кюрасао, отличались пышностью, украша-
лись барельефами на сюжеты, связанные с библейским героем, имя
которого носил усопший, увенчивались семейными гербами и даже
рыцарскими шлемами и доспехами (у потомков марранов), в то время
как в Северной Африке и на Востоке надгробия продолжали оставать-
ся традиционно скромными. На ашкеназских надгробиях даже аллего-
рические фигуры были чрезвычайно редки, но часто использовались
символы, отражавшие религиозный и общественный статус умершего,
его профессию, личные достоинства и т. д. Выработался лаконичный
язык символов, указывающих на принадлежность могилы: кисти рук
в традиционном благословляющем жесте (см. Биркат-коханим) -
могила кохена; древние музыкальные инструменты или кувшин -
могила левита; руки над зажженными свечами или горящие свечи в
субботних подсвечниках (см. Каббалат Шаббат) - могила женщины;
стадо без пастуха, открытая книга или несколько корешков книг с
названиями - могила раввина или автора религиозных сочинений;
гусиное перо (отдельно или в руке) - переписчика священных
текстов; ножницы - портного; цепочка или другие украшения -
ювелира; коробка или кружка для сбора пожертвований, рука,
подающая милостыню, указывали на щедрость покойного или на то,
что он был габбай-цдака (см. Габбай), и т. д. Изображения
животных служили обозначением личных имен: лев - Лейб (Арье) или
Иехуда; олень - Хирш (Цви), голубь - Иона, рыба - Фишл, птица -
Фейга (Циппора) и т. д. Даже сама смерть обозначалась
определенной символикой: разбитые сосуд или лодка, надломленная
свеча, перевернутый погасший светильник, упавшая корона, рука,
сломавшая ветвь (только на надгробиях женщин; количество плодов
на ветви указывало на число детей умершей; на девичьих надгробиях
число цветков соответствовало прожитым годам), и т. д. В
Центральной и Восточной Европе развился своеобразный стиль
орнамента с использованием растительных и зооморфных мотивов,
особенно в рамке вокруг эпитафии. Но и сама эпитафия, благодаря
эмоционально-выразительному начертанию еврейских букв и
варьированию их ширины часто становилась основным декоративным
элементом надгробия. Изображение на надгробии маген-Давида как
символа иудаизма получило широкое распространение лишь в 19 в. До
этого шестиконечная звезда (за редкими исключениями, например, в
Таранто, Южная Италия, около 3 в., в Бордо, 1736 г.) на
надгробиях не встречалась."

О "биркат-коханим" ("благославении кохенов"):
"В Израиле принято в настоящее время в большинстве конгрегаций
проводить обряд биркат-коханим ежедневно."

"Соблюдается следующий общий порядок совершения этого ритуала:
после повторного чтения вслух третьей бенедикции Амиды ведущим
молитву кохены подготавливаются к благословению, снимают башмаки
и совершают омовение рук с помощью левитов (см. Леви). Если среди
молящихся нет левитов, омовение совершается с помощью членов кон-
грегации, являющихся первенцами в своих семьях; если не оказыва-
ется и таковых, кохены совершают омовение сами. После этого они
восходят на возвышение перед синагогальным ковчегом и становятся
лицом к нему. Затем ведущий читает молитву: 'Боже наш и Боже от-
цов наших! Благослови нас трехкратным благословением, написанным
в Торе рукою Моисея, раба Твоего, произносимым устами Аарона и
сынов его, кохенов'. "

"При упоминании слова 'кохенов' кохены обращаются лицом к
молящимся и покрывают таллитом голову и руки, протянутые вперед
на уровне плеч; ладони их обращены вперед, большие пальцы
касаются друг друга, а указательный и средний пальцы на каждой
руке сдвинуты вместе и держатся отдельно от безымянного пальца и
мизинца, также сдвинутых вместе. Затем кохены произносят особое
благословение, предваряющее биркат-коханим, после чего громко
повторяют за ведущим молитву, произнося отдельно каждое слово
формулы биркат-коханим. В соответствии с устоявшейся традицией,
молящиеся не смотрят на кохенов во время произнесения ими
благословения."

"Специфическая фигура, образуемая ладонями кохена во время
обряда, стала своего рода эмблемой кохенов и часто встречается на
их надгробиях."

евреи, Сербия

Previous post Next post
Up