боль-пичаль-танцы

Oct 29, 2014 14:56

нашла на ютубе запись "Баядерки" сколько-толетней давности из Большого. Танцуют Захарова и Цискаридзе. Но это как раз вторично, меня интересовало в общем-то только открытие картины теней. я не любительница классического балета, как зрелища (но большая поклонница станка), однако хореографический гений Петипа (в теории) покорил даже меня.

Танец теней начинается с завораживающей хореографической последовательности - балерины спускаются на сцену по пандусу сложной формы, выходя, кажется, в какой-то из арабесков (у станка я стояла, а вот терминологии не помню вообще). и картина выглядит завораживающе (в теории), только глаз постоянно спотыкается о кривые промежутки между танцовщицами, разные уровни поднятых конечностей и секундные задержки при смене фигур. Когда камера снимает балерин "могучей кучкой", под углом, захватывая часть пандуса, зрелище восхитительное. Но общие планы рушат всю магию.

Я не понимаю, даже когда я занималась у станка, чисто для себя, надо сказать,  нам выели мозг этими углами, необходимостью соблюдать дистанцию, синхронностью. Наша добрая преподавательница превращалась в настоящую гарпию, стоило очередной раз пофейлить расстояние во время выполнения разминочных прыжков. А это - Большой театр (ну вроде бы). Почему так?

Классический (и не только) балет - каторжный труд, причем какой-то не очень оправданный по моим личным ощущениям. Но невозможно одновременно восхищаться гением хореографа и наблюдать досадные нелепости, которые убивают всю задумку.

Возможно это прозвучит ересью, но на мой вкус идеал синхронности - это индийские танцы. Причем тут можно вспомнить и специфический болливуд (знакомый большинству по "Зите и Гите", а зря, есть например невероятный "Девдас"), где толпа красивых женщин абсолютно идентично двигает различными частями тела на очень приличной скорости, а можно обратиться к великим стилям - одисси, катхаку, бхаратанатьям, мохиниаттам и так далее.

эти стили не слишком известны и популярны, но можно и нужно отметить, что они столь же тяжелы физически для освоения, как классический балет, особенно если заниматься ими относительно серьезно. Здесь совсем другие критерии для отбора потенциально хороших танцовщиц, растяжка не столь необходима, а вот выворотность - ооо... если вам кажется, что в классическом балете слишком много плие, вы не пробовали одисси или кучипуди, и уж точно  никогда не ходили на занятия по бхаратанатьям) но фокус в том, что хотя существует масса направлений в рамках каждого из стилей, и эти направления могут отличаться в частностях, однако, если поставить двух девочек (которые занимаются для себя) из разных школ и попросить их выполнить ряд обязательных движений, из которых строится танец, с очень-очень-очень высокой долей вероятности их руки-ноги-головы будут двигаться абсолютно синхронно, на одних и тех же уровнях, с одной и той же скоростью, под одинаковыми углами к корпусу. детали скорее всего будут отличаться, но общие линии  - нет.

это я все к тому, что мне очень грустно от картины теней, которая могла бы быть прекрасна, но вот нет...

vs., плохому танцору

Previous post Next post
Up