Очередным заданием Шведоньки стал фильм «Я люблю тебя, Филлип Моррис». Фильм про геев. Именно «про», а не «с геями». Это фильм про реально существующую парочку гомосеков. Педрил. Пидоргов. Жутких заднеприводных. И он очень хорош как фильм.
[Гомосятинаааааа!]Картина основана на событиях из реальной жизни Стивена Рассела - гея, мошенника и мастера побегов из тюрьмы. Сыграл его Джим Керри, и заматеревший Стэнли Ипкис доказывает, что может выдать и смешное, и грустное. Керри вообще очень недооцененный актер, ставший заложникам собственного комедийного таланта. Когда он не корчит рожи, получается очень печальный человек. Жизнь такая.
Сюжет способствует проявлению Джимом всех талантов. Начинается история с того, что Рассел узнает о себе неприятную правду: он приемный ребенок. Мать отказалась от него и продала. И, прежде чем продолжить, хочу отметить, как хорошо подобран и играет лицом мальчишка-актер. Ну прямо веришь, что из него Джим Керри вырастет. Учись, Бодров-старший!
Осознав, что от него отказались, что его жизнь - нежеланна, Рассел становится глубоко закомплексованным человеком с деформированной психикой. Фильм, несмотря на весь юмор, именно об этом. Рассел - патологический лжец, пытающийся добиться расположения окружающих, но не имеющий цели в жизни. Он хотел, чтобы его любили, ага. Наш протагонист внешне является идеальным южным джентльменом - умным, работящим, семьянином. А еще он по ночам дрючит мужиков.
Вот уж воистину young men COME around Тут я не удержался и злобно заржал. Ай да авторы, ай да молодцы! Как их гейское сообщество живьем не сожрало - мне неведомо. Те-то сколько лет визжат, что гомосексуальность не зависит от комплексов и деформаций психики, что оно - норма и естественно. И тут якобы «гейский» фильм чуть ли не открытым текстом нам говорит, что Рассел вырос геем потому, что чувствовал себя никому не нужным, нелюбимым и одиноким. А ведь это один из главных тезисов «злобных гомофобов» вроде меня. Вот цитата из моей старой статейки:
От отчужденной женщины… мужчина идет к мужчине, который свой, который тоже человек...
Вот и Рассел, с детства мучимый болью, отвергнутый матерью, внезапно оказывается геем. Дальнейшая история только усугубляет положение.
Разыскав родную мать и будучи отвергнутым повторно, Рассел попадает в аварию и понимает, что тратит жизнь на притворство, хотя она может закончиться в любой момент. Он бросает семью и начинает жить как карикатурный педрила из анекдотов: маникюр, манерность, разврат и стройный парень-мулат. Но роскошный разврат требует денег, и умный деятельный Стив становится жуликом. Это приводит его в тюрьму, где и начинается основной сюжет.
Тут я прервусь и похвалю качество самого фильма. Очень компетентный подбор декораций и костюмов, ненавязчивая музыка и отличный выбор актеров даже на самые мелкие роли. Толстый уборщик в тюрьме, чье слово «надежно как job-аная облигация», вообще прекрасен. Монтаж заслуживает отдельного упоминания - когда надо, он резкий и динамичный, когда уместно - медленный и доходчивый. Очень напоминает хорошо сделанные средней руки фильмы девяностых - и это в наш век похвала.
Итак, Рассел встречает в тюрьме любовь всей своей жизни.
Изнасилование взглядом в исполнении Джима Керри. Бойтесь его! Но кто же этот загадочный голубоглазый блондин-педрила, укравший сердце ловкого жулика?
Минутку... Оби-Ван?!
Ты был избранником! Предрекали, что ты станешь кумиром девочек-яойщиц, а не присоединишься к ним!
Итак, вот он, Филлип Моррис, гомосексуальный аналог доброй сисястой блондинки из кино про обычную любовь. Он податлив, мягок, добродушен, доверчив и чрезвычайно чувствителен. Проще говоря, идеальный кандидат, который любил бы недолюбленного Рассела в обмен на заботу и доминирование. И вот в этой закавыке я обнаружил главное, что меня в фильме расстроило. Это очень, очень хорошая романтическая трагикомедия. Чувства в ней живые и яркие, несмотря на постоянные шутки. Настолько живые и настолько яркие, что я не припомню ни одного романтического фильма, который был бы настолько хорош. Этим двум педрилам и в самом деле сопереживаешь, потому что веришь в искеренность их желания найти кого-то, с кем будет хорошо. Расселу нужен человек, который принял бы его, с которым можно было бы чувствовать себя нужным. Моррис же добр и доверчив, а потому прошлые любовники обращались с ним в стиле «поматросил и бросил». При этом Рассел не может пересилить себя и продолжает воровать и лгать: ради своего возлюбленного, но тем самым заложив мину под отношения. Это интересная и сильная история, одинаково хорошо смотревшаяся бы и в драме, и в комедии. Только про геев. И нет, я не буду заводить шарманку про гомосексуальное лобби. Я лучше спрошу у режиссеров и сценаристов: а какого хрена таких крепких, простых и интересных историй с такими простыми, но интересными персонажами-натуралами… как-то нет? Легко визжать про растление в стиле сектантов из «Научи хорошему». А альтернатива-то где? Я, между прочим, очень даже посмотрел бы.
"Хватит романтики, давай еbaться!" - одна из лучших реплик в романтическом кино Конечно, тут помогает отличный каст. Керри прекрасен, Макгрегор тоже отыгрывает милую ТП-шечку на отлично. И ведь они оба выпуклые, яркие, ни разу не картонные. Ах, если бы на его месте была, скажем, Шарлиз Терон! Не надо было бы даже особо менять сюжет - свели бы Рассела, скажем, с тюремной медсестрой. Но это я отвлекся что-то…
После встречи голубков Рассел с помощью везения и собственного криминального гения освобождает себя с возлюбленным из тюрьмы. Обманом устраивается на роскошную работу… но не может перестать врать и бояться, что идиллия разрушится, и он останется один. В итоге их с Филлипом снова сажают в тюрьму, из которой Рассел сбегает множество раз самыми дикими способами, наиболее адским из которых является… симуляция собственной смерти от СПИДа. Тут я выпал в осадок, признаюсь. И ведь это основано на реальных событиях. Говорят, реальный Рассел, до сих пор сидящий в тюрьме, выкидывал фокусы и покруче.
Это, не смейтесь, Рассел замаскировался под полицейского. Долбаный отдел нравов... Финал довольно трагичный: Филлип прощает Стивену обман, но вместе им уже не бывать, потому что Моррис на свободе, а Рассел навсегда за решеткой при зверском режиме, исключающем возможность побега. Тем не менее, депрессивной концовку не назвать - ведь Стивен знает, что его все-таки любят. Поэтому сцена в финале, где он бежит по полю от охраны, навевает даже какой-то оптимизм.
В целом, «Я люблю тебя, Филлип Моррис» - ладно скроенная, хорошо написанная и замечательно сыгранная комедия, в которой гейство героев (основанное на гействе их реальных прототипов) - всего лишь «фишка», которая вовсе не тянет на себе все остальное. Потому это кино и не бесит, в отличие от того же «Лунного света». Нас не призывают жалеть бедненьких глиномесов, нас призывают смеяться над тем, что вытворяет один из них как человек, а не как ходячий набор отверстий плюс член. Вместе с тем комедия далеко не такая пошлая, как можно было бы подозревать. Она не заставляет хвататься за живот от смеха, но поддерживает на лице постоянную усмешку. Фильм остроумен, и это очень хорошо. Ну, а еще южный акцент Джима Керри делает его похожим на Герберта Гаррисона из «Южного Парка».
И все же жаль, что такое хорошее кино теперь снимают только про педиков.