О том, как не везло господину Хидэёси и не спалось господину Иэясу
Mar 05, 2014 23:28
В прошлый понедельник я решил скататься до одного из храмов неподалёку от моего дома. Ещё раз поглазеть на огромный колокол, примеченный в декабре, потому что в компании из пяти человек делать это совершенно невозможно. Даже если компания хорошая. Особенно, пожалуй, именно поэтому. Приехав на место, я понял, что, во-первых, храмов на самом деле два. А во-вторых, соседство это крайне занимательное. И вот о нём я сегодня хочу говорить.
Поскольку история вряд ли сама знает, когда она началась, сделаем вид, что началась она с того момента, как у фактической власти в стране оказался тот самый Тоётоми Хидэёси. И очень бодро начал вершить. Правда, смотря на итоги, кажется, что творения Хидэёси были не очень нужны Дорогому Мирозданью, потому как его шедевры оно с завидной регулярностью рушило. Взять тот же многострадальный замок Фушими, который больше всего, сдаётся мне, любят собаки, приводящие туда порезвиться на свободе своих хозяев.
Храм Хоко-джи / Hokou-ji / 方広寺 по одной из задумок господина тайко должен был превзойти собой храм Тодай-джи в Нара. Дайбуцу (великий - или просто большой - будда) в проекте тоже предполагался. Строительство началось в 1586 году на территории, ныне занимаемой Национальным Музеем Киото, тут можно посмотреть на металлические кольца, которые должны были поддерживать колонны Дайбуцу-ден (зала великого будды). Храм должен был раскинуться на 238 метров с востока на запад и на 250 с севера на юг. Почти 19-метрового Дайбуцу же по убеждению Хидэёси следовало отлить из бронзы в сроки в четыре раза более краткие, чем это понадобилось в 7 веке для создания предшественника-конкурента (5 и 20 лет соответственно). [О том, как не везло господину Хидэёси и не спалось господину Иэясу; о том, как важно вовремя останавливаться и правильно истолковывать надписи и многом другом]Год спустя Дайбуцу-ден 67 на 100 метров величиной был построен. А вот с самим Дайбуцу дела не заладились с самого начала - в не самой богатой ресурсами стране было крайне трудно найти такое количество металла в краткие сроки, и статуя вынуждена была стать деревянной. Но даже деревянный будда и его дом требовали металла. Хотя бы на гвозди, скобы и прочие крепления. И в 1588 году начинается "охота на мечи", в ходе которой у всего несамурайского населения изымалось оружие, в изобилии припасенное на всякий пожарный чуть ли не каждым за почти целый век непрерывных войн. Пропаганда добровольного пожертвования тоже имелась: во-первых, чем меньше оружия, тем меньше конфликтов закончатся его применением и ненужным смертоубийством, во-вторых, жертвовать на благо храма сильно пользительно для будущих перерождений.
Построив по ходу дела ещё и большой новый мост, Хидэёси завершил строительство в 1589 году. И отдал храм под покровительство секты Тендай - по иронии, той самой, с которой успел вдоволь навоеваться его покровитель и предшественник Ода Нобунага. А в 1596 году всю красоту разрушило крупное землетрясение. Как и в случае с замком Фушими, Хидэёси принялся восстанавливать детище к прежнему виду, но умер через месяц после начала работ в 1598 году, оставив после себя малолетнего наследника Хидэёри, многочисленных вассалов и господина Иэясу, который умел использовать любые шансы себе на пользу. А потому тут же принялся убеждать Хидёэри и его мать Ёдо-доно завершить благое начинание усопшего. Поскольку начинание и правда было благое и полезное для увековечивания родового имени, спорить с ним никто не хотел. Деньги клана регулярно утекали на строительство, все были довольны. Но недолго. Потому как в 1602 году уже почти завершенное строение и новая статуя сгорели. Всё началось по новой: Иэясу предложил, все дружно согласились и принялись тратить деньги и силы на строительство. На этот раз решено было последовать первоначальному плану Хидэёси и отлить статую из бронзы. К 1612 году работы наконец-то были завершены. А в 1614 храм обзавёлся ещё и огромным, под стать всему остальному, колоколом в 4,3 метра высотой, 2,7 метра в диаметре, со стенками толщиной почти в 23 сантиметра и весом в 82 тонны. Тут можно посмотреть старые фотографии этого колокола.
Но нам сейчас интереснее всего заботливо обведенная белым надпись 「国家安康」「君臣豊楽」 "Кокка Анко Куншин Хораку" (мир и спокойствие в стране, процветание господ и вассалов), второй и четвёртый иероглифы которой вместе можно прочитать как Иэясу. Что, разумеется, не мог не заметить и не истолковать в свою (или точнее, не в свою) пользу господин Токугава, который наконец-то нашел вполне весомый повод обидеться до степени применения военной силы. Приличные даймё, а тем более кампаку проклятиями просто так не раскидываются. Написали, значит, "Когда тело Иэясу будет разделено на части, страна будет жить спокойно под управлением Тоётоми", а потом прикидываются белыми и пушистыми?! Иероглифы 7 и 6, надо отметить, действительно складываются в фамилию Тоётоми. А то, что вот так почти в открытую никто проклятий не пишет - это дело десятое. В 1615 году дело закончилось осадой Осакского замка и началом 265-летнего правления рода Токугава. В общем, с миром и спокойствием всё в итоге действительно очень хорошо получилось. А едва начавшуюся историю клана Тоётоми вслед за порядком написания кандзи резко перевернуло с ног на голову - от расцвета к закату.
Что же до храма, то в 1662 году он снова был разрушен землетрясением (а Дайбуцу, по некоторым версиям, был пущен на отливку монет), затем снова восстановлен к 1667 году тут можно посмотреть на нового деревянного Дайбуцу, зарисованного Энгельбертом Кемпфером (Engelbert Kaempfer) в 1691 году. На этот раз храм продержался более ста лет, но в 1775 в него попала предупредительная молния. Пожар, впрочем, быстро потушили. Поэтому в 1798 году молния ударила сильнее, спалив дотла храм и статую, от которой успели спасти только маленькую золотую фигурку, спрятанную в брови Дайбуцу. Она и была основным объектом почитания Хоко-джи до 1845 года, пока храму вновь не подарили большого будду. Который тоже благополучно сгорел в 1973-м. В довершение неприятностей, в 1870 году территория храма была значительно урезана в связи с желанием Мэйдзинского правительства восстановить славу Хидэёси путем восстановления посвященного ему храма Хококу (или Тоёкуни, но о нём в следующий раз).
Колоколу, вероятно потому, что он не был предусмотрен в первоначальном проекте, явно везло больше. В 1870 его перенесли чуть на север вместе с остальными строениями храма, а в 1884 даже построили новую колокольню с красивым расписным потолком.
4.
5.
6.
7.
А ещё, говорят (но не пишут; по крайней мере, по-английски не пишут, а по-японски я пока много не начитаю), что периодически у колокола бродит гневный дух Ёдо-доно.