Более изнурительного тест-драйва я не помню... Даже каскадные тесты (когда 3-4 машины следуют одна за другой день в день), которых у меня было и было, показались легкой прогулкой по сравнению с этими тремя днями безумного напряжения. Разных событий, в сопровождении соответствующих эмоций, за это время было неимоверное количество, и весь этот, крайне многослойный коктейль, да еще и в «граненом стакане», заставил меня посмотреть на многое по-новому, под разными другими углами и на разных расстояниях.
Предистория
Горизонтальная многослойность и вертикальная многогранность...
Машина случилась проблемной и, как оказалось потом, понял я это не проехав и километра. Работа рулевого управления... Точность и скорость реакции электроусилителя... Машина отдельно, водитель с «пустым» рулем - отдельно... Даже в самом электрически нагруженном режиме Sport! Сразу в это было трудно поверить (тем более, что у всех предыдущих моделей этой же фирмы такой «беды» не наблюдалось), и я, чуть ли не на подсознательном уровне, начал искать доказательства обратного - типа, сам что-то не так делаю (?!!), какую-то умную систему не настроил, не те кнопки нажал (?!!), криво выставил рулевую колонку, неправильно набрал код сигнализации...
В общем, боролся я за машину (сам с собой) довольно долго... И даже тогда, когда уже было все очевидно и когда появилось понимание (осознание) всего происходящего... Наверное, где-то на подсознательном уровне, было даже обидно: «Ну как же так, ведь все остальное работает, практически, идеально(?)... Ведь это же так просто(!)... Ну как можно было такое допустить(?)...» и т.д.
Недоверие к себе привезло меня в гараж («Матадор») к товарищу - в прошлом раллийному пилоту... Паша, во-первых, спасибо что дождался (после окончания рабочего дня), а во-вторых - спасибо, ты мне очень помог! Твой диагноз, как всегда, был предельно лаконичен, точен, ясен. Именно в это момент у меня изменилась постановка вопроса и я окончательно утвердился в мысли, что надо срочно заказать другую машину: «Это проблема конкретного автомобиля или модели в целом?» (звонок представителю импортера, объяснение ситуации и через 30 минут мне подтвердили замену машины: «Да хоть сегодня!», но сегодня у меня было запланировано другое).
Потом была видео-фиксация проблемы изнутри... Аня (Райз), спасибо! Ты отважный человек! Я хорошо представляю те ощущения, которые ты испытывала, сидя сзади с камерой, когда я, мягко говоря, испытательно шалил на разных скоростях... (как-то мне довелось, скользя задом по голому полу шоссейно-кольцевой «копейки», и цепляясь всем, чем можно и нельзя, за элементы каркаса жесткости, проехать с фотоаппаратом у глаза несколько кругов по киевской «Чайке»... что и как снимал - не помню, но все остальное... ууууу... Андрюха (Белявский) - и это тоже забыть не могу! славные были времена, добрые, яркие...)
(извините за лирику, но она имеет самое непосредственное отношение к тому, о чем будет говориться в других, но тоже связанных с этой темой, материалах)
Утро следующего дня, смена «коня» и галопом к коллеге за еще одним мнением! Слава (Быстрицкий), и тебе огромное спасибо! Ты мне действительно очень помог, и не только своими образными аналогиями в оценке поведения машины... Все началось еще тогда, когда я увидел уровень твоей подготовки к «возможно понадобиться»! Ответственность и профессионализм высшей степени!
К сожалению, огромное множество людей перестало видеть-слышать-понимать других людей, их отношение к чему-либо, их действия... А ведь зачастую даже самая коротенькая, брошенная по ходу дела фраза или какой-то, с первого взгляда малопримечательный предмет, захваченный как бы невзначай, могут сказать о человеке, о его отношении к другому человеку, к делу, о его профессионализме, ох как много - больше бОльшего.
- Извини за этот экстрим...
- Я не видела, мне штатив надо было удержать... и картинку (Аня).
И это тогда, когда мы в любую секунду могли улететь с дороги на огромной скорости! (извините за напоминание, но весь сыр-бор из-за проблемного, опасно работающего рулевого управления машины).
Я преднамеренно не говорю, что это за автомобиль (не этично), так как разбор полетов еще не закончен и все точки над «i» еще не поставлены - импортер очень серьезно отнесся к тем фактам и цифрам, которые я предоставил им после тест-драйва (когда я приехал сдавать машину, сбежалось все главное начальство), и сейчас идет процесс перепроверки всего этого на уровне фирменного техсервиса.
Должен заметить, что рулевое управление второй машины работало гораздо лучше, но тем не менее, не идеально... Если хотите, пока можете сделать выводы самостоятельно, а потом сравнить с теми, что будут в полном отчете об этом непростом, «тревожном» тест-драйве. Он появится только после того, как я получу заключение технической группы импортера (именно тогда можно быть уверенным в каждом сказанном слове, включая субъективные восприятия).
А еще, сейчас же(!), я должен успокоить потенциальный покупателей - все вы эксплуатируете свои автомобили в лучшем случае - на треть их реальных возможностей, и маловероятно, что в повседневной вялотекучести, критически проявится то, что меня так напугало в этом конкретном автомобиле. Но! Малейшая нештатная ситуация может привести не только к малоприятным ощущениям, но и к печальным последствиям (особенно учитывая наш плохой уровень водительской подготовки).
Да, я конечно же шерстил ночные (пустые) серпантины и на первой машине, и на второй. Да, все это выходило за рамки среднестатистической повседневной эксплуатации автомобиля... Но мне надо было найти предел возможностей - ту точку, когда процесс управления выходит из под контроля, когда предполагаемая опасность становится непоправимой реальностью (даже с ABS, ESP и всей другой спасающей электроникой)... Найти уровень начала опасности.
Зачем все эти сложности? Пока приведу лишь один, самый простой пример из нескольких цифр (то есть - объективный), который лежит на поверхности: запаздывание реакции рулевого управления на 1/10 секунды при скорости 100 км/ч ведет к погрешности начала маневра, а следовательно и всей дальнейшей траектории движения, на 2,77 метра... А это, между прочим, почти ширина ряда - той самой дорожной полосы. Делишь на 2 - до городской скорости, и результат все равно неутешительный... (а еще будет отдельный разговор о пресловутом усилии на руле и связи водитель-дорога)
И немного субъективного: при таком алгоритме работы рулевого управления сначала проявляется недостаточная поворачиваемость, а затем резко - избыточная (многие с этим сталкивались, но не знают как это звучит на профессиональном языке). Это очень опасное явление...
Длинная сумбурная предистория? Вероятно... (уж, извините)
Друзья, коллеги, импортеры, дороги, съемки, разговоры, разговоры, разговоры... Мнения, суждения, оценки...
Да, можно было покататься пару дней в свое удовольствие, а потом написать: «Все отлично работает! Красивая, удобная и даже, в общем-то, экономичная... Вот только к рулевому надо привыкать, а то оно отдельно, вы отдельно, машина отдельно... Хотя тормоза хорошие... и в остальном все даже очень...»
Но это не тест-драйв - это обман потребителя (и читателя, и потенциального покупателя). Тест-драйв - это то, что было проделано с этой машиной.
Тест-драйв - это среднестатистический месячный километраж за два дня по всем возможным (и не только основным) дорогам нашей небольшой страны...
Зачем? Чтобы узнать как можно больше о том автомобиле, на котором сейчас ездишь, о его характере и поведении в тех или иных условиях, о его аппетитах и способностях противостоять нештатным ситуациям (а это напрямую связано с безопасностью на дороге). А еще для того, чтобы обо всем этом рассказать...