Ордер фиктивный

Mar 25, 2023 14:57





Недавнее решение международного уголовного суда (МУС) об аресте Президента России вызвало разную реакцию в руководстве страны: Д.А.Медведев назвал этот суд «говенным», судьи которого «не обосрались поднять руку на ядерную державу». А.И.Бастрыкин поручил дать правовую оценку этому решению. В.В.Володин предложил усилить приоритет законодательства России над международным правом; разработать изменения в законодательстве, которые запретят деятельность МУС в России; ввести ответственность за его поддержку; с дружественными странами заключать соглашения о взаимном отказе от сотрудничества и содействия МУС; у президента должно быть право на любые действия для защиты своих граждан, если международные структуры принимают противоречащие Конституции решения.

Проанализируем сказанное и ситуацию:



Странно, что столь высокие юристы озаботились вопросами международного права только сейчас, когда судебный ордер на арест главы российского государства принят к исполнению 194 государствами мира, включая формально и Россию, как участника Интерпола. Ещё более странно не знать, что Россия не может просто так взять и выйти из МУС, статут которого она подписала 2000 г. [1] Даже с учетом распоряжения 2016 г. «о намерении не стать участником» МУС [2], первичное распоряжение [3] «о подписании Римского статута» МУС [4] до сих пор не отменено и подпись России формально не отозвана, а согласно праву международных договоров государство, подписавшее договор, независимо от условия ратификации, обязано «воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели». [5]

Можно ли «усилить приоритет законодательства России над международным правом», не меняя ст. 15 и 79 Конституции о верховенстве международного права по отношению к внутригосударственному закону? Несмотря на последние обновления Конституции, это верховенство не отменено. Если не нравится договор, его не надо было подписывать, а уж если подписали, то отвечайте за то, что прошляпили его пагубные последствия для страны. Не помню ни одного случая, чтобы кто-то ответил за невыгодные договоры и уступки западным «партнерам».

Несмотря на заявления наших высших юристов, страна до сих пор не знает, какие из договоров выгодные, а какие нет. Никто не озаботился ревизией и анализом международных договоров, обязывающих Россию. Никто не может назвать даже количество таких договоров. Сколько и чего понаподписывали за минувшее тридцатилетие в зарубежных вояжах российские представители никто посчитать не может. К этому надо добавить ещё и договоры СССР, которые Россия обязана выполнять. По оценкам специалистов, их общее число свыше 100 тысяч. Какие из них соответствуют Конституции, а какие - нет в её нынешнем понимании, никто не знает.

Тем не менее в МУС можно было не вступать (о чем годами настойчиво просили патриотическая профессора и специалисты) и выйти можно было вполне юридически корректно в соответствии со ст. 127 Римского статута, направив Генеральному секретарю ООН уведомление. Но на сегодняшний день такое уведомление возможно направлено, но не опубликовано и его юридическая сила, моменты начала и конца действия статута, не определены.

Анализ ситуации с МУС показывает, что она не так безобидна, как кажется. В любой момент может возникнуть инцидент на самом высшем уровне или с участием российских должностных лиц при исполнении ими за рубежом полномочий государства. К этому надо быть готовым и российское законодательство здесь не самый главный инструмент, его не обязаны соблюдать иностранные государства. Что же всё-таки можно предложить:

1. Мы до сих пор не определились в каком состоянии находится страна - в мирном или военном. Если юридически честно и открыто признать состояние войны, то на этом основании можно приостанавливать и прекращать любые международные договоры.

2. Давно бы следовало организовать работу по пересмотру десятков тысяч действующих договоров на предмет их соответствия национальным интересам России. Результатом этой огромной работы могла бы стать систематизация и сокращение неприемлемых международных обязательств, отказ от верховенства "soft law" (мягкого права) и отстаивание определенности договоров, интересов и суверенной воли России на международной арене. Однако заниматься этой кропотливой и неприбыльной работой никому не интересно, а придется.

3. Прекратить членство России в международных организациях, контролируемых враждебными России странами - это свыше 300 организаций. Перестать платить взносы в их бюджет и тратить гос. средства на их посещение и командировки к ним. Прекратить поставки, помощь и списание долгов странам, которые воюют против нас или присоединились к санкциям против России.

4. Сформировать коалицию стран, поддерживающих Россию в войне с украинским нацизмом и его хозяевами в США и НАТО.

5. Немедленно ввести упрощенные процедуры розыска, задержания и судопроизводства по уголовным, гражданским и административным делам о любых враждебных действиях против России за рубежом.

6. Подчинить военную, внешнеполитическую, законотворческую, финансово-хозяйственную и информационно-пропагандистскую деятельность государства Ставке верховного главнокомандующего, а для этого учредить такую Ставку специальным законом военного времени.

_________________________________________

[1]. Распоряжение Президента Российской Федерации от 8 сентября 2000 г. № 394-рп "О подписании Римского статута Международного уголовного суда" // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ). 2000. № 37. Ст. 3710.

[2]. Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 361-рп "О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда"// СЗ. 2016. № 47. Ст. 6630.

[3]. Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. // Док. ООН. A/CONF.183/9.

[4]. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Ст. 18. // Сб. межд. договоров СССР. Вып. XLII, 1988.

[5]. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Ст. 18. // Сб. межд. договоров СССР. Вып. XLII, 1988.

Previous post Next post
Up