Следующим пунктом разбора
принятых Госдумой поправок Конституции являются губернаторы. Суть предлагаемых поправок сводится к тому, чтобы установить для губернаторов всего три ценза:
а) возрастной ценз - 30 лет;
б) ценз оседлости;
в) ценз гражданства.
По мнению составителей поправок - этих цензов вполне достаточно, чтобы жизнь в субъектах Федерации заиграла новыми красками. Неужели? Давайте вдумаемся. Не будем сильно углубляться в анализ того, зачем вообще нужно прописывать в основном законе эту категория чиновников. Никто ведь не доказал, что без губернаторов невозможно править страной. И если разобраться то, губернаторский корпус, непонятно вообще к какой ветви власти относится. Ведь не случайно, что даже составители поправок споткнулись на этом. Вначале написали "Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации", а потом в скобках добавили "(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)". Само по себе дописывание и пересказ в скобках того, что уже сказано, с точки зрения конституционной техники - это моветон. Путаница даже в том, что губернаторов приписывают к "исполнительному органу", которого нет в действующей Конституции. Там есть "органы исполнительной власти" (ст. 10,) и "органы государственной власти" (ч.2 ст.11), а исполнительных органов (несмотря на ч. 2 ст. 77), как самостоятельной ветви власти не существует. Вполне отвратительно звучат все эти "органы", "субъекты", нанизывание родительных падежей, многословные наименования и титулы. Гораздо было бы правильнее вещи именовать отдельными понятиями: губернатор - губерния, сенатор - сенат, депутат - дума и др. Но наши конституционалисты почему-то упорно не хотят использовать великолепие русского стиля государственной речи, мы застряли в подражании заморским языковым конструкциям, вот и приходится барахтаться в чужеродных наименованиях. Однако строй конституционной речи - разговор отдельный и сейчас не об этом и не здесь.
1. Возрастной ценз. Что он дает? Да ничего, кроме того, что ставит барьер для молодежи. Больше ничего этот ценз не дает. Почему, например, 30, а не 31 или 32 с половиной. Никакого обоснования 30-летия нет, ни медицинского, ни философского. На практике мы знаем, что зрелый возраст никому не мешал быть идиотом, вором и проходимцем. Неужели так важно записать в Конституции именно минимальный возраст, а почему не максимальный? Почему бы не записать, что губернатором можно быть с 30 до 80 лет. Раз уж устанавливать заграждение, то не только для юнцов, но и для старичков. Однако даже при этом установление возрастных цензов имеет своей оборотной стороной еще и то, что какое бы ограничение по возрасту не установи, это вступит в противоречие с конституционным принципом равноправия граждан. У нас ведь запрещена дискриминация граждан по возрастному признаку. Все ведь равны перед законом. Всем гарантируется равенство прав независимо от происхождения, имущественного и должностного положения, "а также других обстоятельств" (ст. 19). Запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Поэтому ценз, отменяющий право доступа молодежи к губернаторским должностям, не обоснован и не нужен.
2. Ценз оседлости для губернаторов авторы поправок видят только в том, чтобы человек имел регистрацию постоянного жительства в России. Даже если он вчера прописался где-нибудь в Сочи, то уже сегодня его можно назначать губернатором в Якутске. Но так ли уж важна прописка губернатора для граждан конкретного российского региона. По-моему, совсем не важна. Для граждан важнее, чтобы губернатор был связан с регионом судьбой, родился и вырост тут. Например, вряд ли кому придет в голову назначать чеченцам, ингушам, башкирам или татарам человека, который не связан с соответствующим регионом кровными узами. Его просто не примет народ. Для того, чтобы приняли, его должны знать по рождению и по делам его рода. Поэтому наработанный опыт этих регионов нужно распространить на всю Россию. У нас ведь субъекты федерации равноправны. А раз так, то губернаторам нужно установить ценз оседлости не в целом по стране, а по времени проживания в конкретном регионе, а также по факту рождения на территории региона.
3. Ценз отсутствия иного гражданства. Совсем не имеет никакого смысла по причинам, которые
подробно изложены здесь. Иное гражданство может возникнуть помимо воли человека и этого он может не знать, к тому же это невозможно во всех случаях проверить односторонне, силами российской юрисдикции. Если уж говорить о запрете на иностранное гражданство, то его нужно правильно сформулировать. Нужно запретить не иностранную бумажку - паспорт, а запретить и предотвратить служение губернатора иностранным государствам и их интересам, что может выражаться в установленном волеизъявлении человека при личном оформлении иностранного гражданства или подданства. Присяга, клятва верности иностранным юридическим и должностным лицам, наличии капиталов и недвижимости за границей, гражданстве и постоянном проживании там родителей, детей, супругов, любовниц или любовников, вот, что нужно ограничивать. Даже если губернаторы станут оправдываться тем, что их родня заграницей находится для обучения и лечения, то у них надо спросить: а что в вашей губернии настолько уже неразвиты образование и здравоохранение, что ваша семья предпочитает всё заграничное. Если губернатор ставит иностранное выше отечественного, вот и пусть освободит место, едет себе подальше в милую ему заграницу.
Вот и получается, что очередная поправка представляет собой очередную бессмыслицу. Поскольку меня могут упрекнуть, что, мол, только критикую, а ничего не предлагаю, пожалуйста, предложу такую формулировку поправки ч. 3 ст. 7 Конституции:
1. Каждый субъект Российской Федерации - губернию возглавляет губернатор.
2. Губернатор избирается всеобщим, прямым, тайным голосованием населения губернии на пять лет с правом однократного переизбрания на тот же срок.
3. Губернатором может быть гражданин Российской Федерации - уроженец губернии, проживающий на территории губернии не менее десяти лет, добропорядочный семьянин, воспитавший своих детей, имеющий высшее образование, воинское звание, государственные заслуги и известный населению губернии своим вкладом в губернскую экономику, науку, образование, культуру и социальное развитие.
4. Губернатором не может быть гражданин, ранее дискредитировавший себя на работе или государственной службе, осужденный, имеющий связь с иностранным государством в виде гражданства, подданства или домицилия, имеющий постоянно проживающих за границей близких родственников, капитал, недвижимое имущество, а также не знающий и не уважающий традиций и обычаев населения губернии.
5. Губернатор подотчетен населению губернии как лично, так и через соответствующие процедуры губернских органов государственной власти.
6. Губернатор может быть снят с должности в любое время решением Президента Российской Федерации или вотумом недоверия большинства избирателей губернии.
7. Правовой статус губернатора определяется федеральным законом.