КОНСТИТУЦИЯ 2.2. ГУБЕРНАТОРЫ

Jan 31, 2020 13:03


Следующим пунктом разбора принятых Госдумой поправок Конституции являются губернаторы. Суть предлагаемых поправок сводится к тому, чтобы установить для губернаторов всего три ценза:
      а) возрастной ценз - 30 лет;
      б) ценз оседлости;
      в) ценз гражданства.
По мнению составителей поправок - этих цензов вполне достаточно, чтобы жизнь в субъектах Федерации заиграла новыми красками. Неужели? Давайте вдумаемся. Не будем сильно углубляться в анализ того, зачем вообще нужно прописывать в основном законе эту категория чиновников. Никто ведь не доказал, что без губернаторов невозможно править страной. И если разобраться то, губернаторский корпус, непонятно вообще к какой ветви власти относится. Ведь не случайно, что даже составители поправок споткнулись на этом. Вначале написали "Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации", а потом в скобках добавили "(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)". Само по себе дописывание и пересказ в скобках того, что уже сказано, с точки зрения конституционной техники - это моветон. Путаница даже в том, что губернаторов приписывают к "исполнительному органу", которого нет в действующей Конституции. Там есть "органы исполнительной власти" (ст. 10,) и "органы государственной власти" (ч.2 ст.11), а исполнительных органов (несмотря на ч. 2 ст. 77), как самостоятельной ветви власти не существует. Вполне отвратительно звучат все эти "органы", "субъекты", нанизывание родительных падежей, многословные наименования и титулы. Гораздо было бы правильнее вещи именовать отдельными понятиями: губернатор - губерния, сенатор - сенат, депутат - дума и др. Но наши конституционалисты почему-то упорно не хотят использовать великолепие русского стиля государственной речи, мы застряли в подражании заморским языковым конструкциям, вот и приходится барахтаться в чужеродных наименованиях. Однако строй конституционной речи - разговор отдельный и сейчас не об этом и не здесь.
        1. Возрастной ценз. Что он дает? Да ничего, кроме того, что ставит барьер для молодежи. Больше ничего этот ценз не дает. Почему, например, 30, а не 31 или 32 с половиной. Никакого обоснования 30-летия нет, ни медицинского, ни философского. На практике мы знаем, что зрелый возраст никому не мешал быть идиотом, вором и проходимцем. Неужели так важно записать в Конституции именно минимальный возраст, а почему не максимальный? Почему бы не записать, что губернатором можно быть с 30 до 80 лет. Раз уж устанавливать заграждение, то не только для юнцов, но и для старичков. Однако даже при этом установление возрастных цензов имеет своей оборотной стороной еще и то, что какое бы ограничение по возрасту не установи, это вступит в противоречие с конституционным принципом равноправия граждан. У нас ведь запрещена дискриминация граждан по возрастному признаку. Все ведь равны перед законом. Всем гарантируется равенство прав независимо от происхождения, имущественного и должностного положения, "а также других обстоятельств" (ст. 19). Запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Поэтому ценз, отменяющий право доступа молодежи к губернаторским должностям, не обоснован и не нужен.
       2. Ценз оседлости для губернаторов авторы поправок видят только в том, чтобы человек имел регистрацию постоянного жительства в России. Даже если он вчера прописался где-нибудь в Сочи, то уже сегодня его можно назначать губернатором в Якутске. Но так ли уж важна прописка губернатора для граждан конкретного российского региона. По-моему, совсем не важна. Для граждан важнее, чтобы губернатор был связан с регионом судьбой, родился и вырост тут. Например, вряд ли кому придет в голову назначать чеченцам, ингушам, башкирам или татарам человека, который не связан с соответствующим регионом кровными узами. Его просто не примет народ. Для того, чтобы приняли, его должны знать по рождению и по делам его рода. Поэтому наработанный опыт этих регионов нужно распространить на всю Россию. У нас ведь субъекты федерации равноправны. А раз так, то губернаторам нужно установить ценз оседлости не в целом по стране, а по времени проживания в конкретном регионе, а также по факту рождения на территории региона.
        3. Ценз отсутствия иного гражданства. Совсем не имеет никакого смысла по причинам, которые подробно изложены здесь. Иное гражданство может возникнуть помимо воли человека и этого он может не знать, к тому же это невозможно во всех случаях проверить односторонне, силами российской юрисдикции. Если уж говорить о запрете на иностранное гражданство, то его нужно правильно сформулировать. Нужно запретить не иностранную бумажку - паспорт, а запретить и предотвратить служение губернатора иностранным государствам и их интересам, что может выражаться в установленном волеизъявлении человека при личном оформлении иностранного гражданства или подданства. Присяга, клятва верности иностранным юридическим и должностным лицам, наличии капиталов и недвижимости за границей, гражданстве и постоянном проживании там родителей, детей, супругов, любовниц или любовников, вот, что нужно ограничивать. Даже если губернаторы станут оправдываться тем, что их родня заграницей находится для обучения и лечения, то у них надо спросить: а что в вашей губернии настолько уже неразвиты образование и здравоохранение, что ваша семья предпочитает всё заграничное. Если губернатор ставит иностранное выше отечественного, вот и пусть освободит место, едет себе подальше в милую ему заграницу.
Вот и получается, что очередная поправка представляет собой очередную бессмыслицу. Поскольку меня могут упрекнуть, что, мол, только критикую, а ничего не предлагаю, пожалуйста, предложу такую формулировку поправки ч. 3 ст. 7 Конституции:

1. Каждый субъект Российской Федерации - губернию возглавляет губернатор.
        2. Губернатор избирается всеобщим, прямым, тайным голосованием населения губернии на пять лет с правом однократного переизбрания на тот же срок.
        3. Губернатором может быть гражданин Российской Федерации - уроженец губернии, проживающий на территории губернии не менее десяти лет, добропорядочный семьянин, воспитавший своих детей, имеющий высшее образование, воинское звание, государственные заслуги и известный населению губернии своим вкладом в губернскую экономику, науку, образование, культуру и социальное развитие.
        4. Губернатором не может быть гражданин, ранее дискредитировавший себя на работе или государственной службе, осужденный, имеющий связь с иностранным государством в виде гражданства, подданства или домицилия, имеющий постоянно проживающих за границей близких родственников, капитал, недвижимое имущество, а также не знающий и не уважающий традиций и обычаев населения губернии.
        5. Губернатор подотчетен населению губернии как лично, так и через соответствующие процедуры губернских органов государственной власти.
        6. Губернатор может быть снят с должности в любое время решением Президента Российской Федерации или вотумом недоверия большинства избирателей губернии.
        7. Правовой статус губернатора определяется федеральным законом.

Реформа, Конституция, Государство, Россия, Конституционное право, Губернатор

Previous post Next post
Up