3 октября 1993
Сегодня грустная дата, 3 октября 1993 г. в Москве был расстрелян Белый дом. Сейчас множество псевдопатриотов с пеной у рта доказывают, что это произошло по указке из Вашингтона. Как очевидец и непосредственный участник тех событий пролью немного света на то, в какой обстановке было принято это силовое решение.
Поздним октябрьским вечером юриста Совета Безопасности вызвали к Секретарю, Е.И.Шапошникову. В просторном кабинете за ломберным столиком сидели трое министров силового блока (П.С.Грачев, Н.М.Голушко, В.Ф.Ерин,), Секретарь и его заместитель В.Л.Манилов.
- Вот пришел наш юрист, сказал со стальной улыбкой Секретарь, давайте, как он скажет, так и решим. И уже обращаясь к юристу, пояснил, мы, мол, тут спорим по Белому дому, что делать - стрелять или нет? Как считаешь?
- Считаю, что надо стрелять, моментально выпалил юрист.
- Почему, изумились присутствовавшие.
- Потому что, если бы ГКЧПисты стрельнули по Белому дому тогда в 1991, то Советский Союз бы не развалился. А теперь придётся стрелять, чтобы утереть им носы и показать, как надо работать. Важно морально-политически исправить ту ошибку. Продемонстрировать, что власть - это сила. Она обязана защитить страну. Разве Вам не ясно, что твориться, к чему всё идет: Чечня, Татары, Башкиры, Калмыки, Тува, Якутия… юридически оформили свой суверенитет и выход из России. Не выстрелим, развалится Россия, как СССР. В здании Белого дома почти никого уже нет. Депутатов и остальных сотрудников вывели. Остались, только вооруженные активисты…, отрапортовал юрист.
- Ладно, иди, работай, подготовь проект указа, чтобы мы доложили его Президенту, сказал, Секретарь.
И юрист ушел работать. Под утро Президент России подписал
Указ от 4 октября 1993 г., 5.00 час. № 1578 «О безотлагательных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в Москве».
Позже утром подошли войска, у Белого дома завязалась перестрелка и к полудню она закончилась после того, как с Калининского моста шесть танков Т-80 обстреляли болванками верхние этажи здания Верховного Совета, выпустив 12 снарядов.
Прав был или нет, тот юрист, неизвестно. Он сыграл роль жребия - монетки, которую подкидывали большие силовики, когда их мнения уперлись в жребий решения - стрелять или нет. Я понимал, что прольется кровь, но принимать решение на бой - это долг профессии офицера.
Во всяком случает кровь не на мне, как военный юрист, я лишь огласил судьбоносный жребий и оформил историческое решение.
Но факт остается фактом, Россия не развалилась, и теперь по Конституции её части не имеют своего территориального суверенитета и права выхода из Федерации.
Насчет американцев, которые якобы диктовали это решение, возражу. США вообще не были заинтересованы в существовании России, как единой страны, наоборот, внезапной для них силовой акцией был сорван план по дальнейшему раздроблению постсоветского пространства на десятки враждующих между собой княжеств и улусов. Но нам, советским генералам и офицерам Кремля удалось выиграть этот геополитический бой, отстоять единство нашей святой Родины - России.