Итак, объявили лауреатов национальной премии «Большая книга».
Насколько неожиданными стали результаты голосования?
Сопредседатель жюри премии «Большая книга» известный телеведущий, журналист и писатель Александр Архангельский в интервью, в частности, сказал: «Абсолютно непредсказуемый результат. Поэтому ничего спрогнозировать заранее нельзя».
Другой сопредседатель премии писатель Юрий Поляков (главный редактор «Литературной газеты») недоумевал: «Вот я смотрел на этих тринадцать достойных авторов, и удивлялся, почему среди них нет писателей из губернской России. Москвичи есть (заметьте, все лауреаты этого годы москвичи! - НК.), из ближнего зарубежья есть, из дальнего зарубежья есть. А из губернской России нет. У нас что, никто не пишет в губернской России?»
Click to view
Лауреатом национальной премии «Большая книга» объявлен Леонид Юзефович за роман «Журавли и карлики».
"Это очень приятно и для меня неожиданно. Спасибо всем", - сказал писатель, принимая три миллиона рублей.
Вторую премию получил журналист и писатель Александр Терехов за роман «Каменный мост».
«Благодарю всех, кто за меня голосовал и осилил эту скучную книгу», - признался автор, принимая полтора миллиона рублей.
1 миллион рублей получил известный по фильму «Покровские ворота» писатель и драматург Леонид Зорин.
Четверть миллиона «За честь и достоинство» получил 85-летний Борис Васильев, известный по повести и одноимённому фильму «А зори здесь тихие».
Ни для кого уже не секрет, как, кому и почему даются литературные премии (читай работу французского исследователя Пьера Бурдье «Поле литературы»).
1\ Премию получают те авторы, которые наиболее успешно вписывают свои произведения в существующий канон.
2\ Присуждение литературной премии произведению не является гарантией его эстетической ценности.
3\ Литературные премии не являются показателем социального признания.
4\ Премию получают те, кто их раздаёт.
5\ Литературные премии получают те, кто ориентируется на их денежное выражение, и в целом на деньги как цель своего литературного творчества.
6\ Литературные премии являются средством управления литературным, и в целом, социальным процессом.
7\ Чтобы получить литературную премию нужно: а\ выдавать ежегодно литературный продукт неважно какого размера и качества, но обязательно ежегодно, и лучше не один; б\ нужно обладать высоким модусом внутригруппового участия (проще говоря, участвовать в литературных тусовках и быть «в обойме»); в\ демонстрировать лояльность к определённым темам и политическим условиям.
Известно, что в советское время литературная премия была своеобразной взяткой писателю со стороны власти, и по словам Дмитрия Быкова «хорошие книги госпремий не получали».
Помню, как один известный писатель, член жюри известной литературной премии, на встрече с читателями признался: деньги-то мы, конечно, найдём, а вот книгу вряд ли.
Чтобы получить премию, главное, как всегда, «быть в обойме» или сидеть на «нужном месте», и тогда при очередном дележе «всем сестрам по серьгам».
Если литературное произведение не достаточно «хорошо» и не удостаивается премии, то можно получить награду «за честь и достоинство», ну или, на худой конец, «за вклад в литературу».
В 2008 году Дина Рубина, за неделю до присуждения ей премии, отвечая на вопрос, получит ли её роман премию «Большая книга», ответила: «Да, думаю, что не получит. Просто я давно кручусь в этих огородах и знаю, кто обычно вытаскивает морковку. Я покормлюсь в другом месте. … Любая премия - в известной степени официоз. Когда перед публикой выстраиваются скаковые лошади, одна из которых должна взять приз, то теми, кто сидит в зале, отчасти движет азарт человека, играющего на тотализаторе».
«Было время когда литература была благородное, аристократическое поприще. Ныне это вшивый рынок", - с горечью констатировал Пушкин почти три века назад.
Изменилось ли что-нибудь сейчас?
Вследствие избытка текстов произошла девальвация слова, что позволило известному кинорежиссёру Питеру Гринуею утверждать, что «слово умерло».
Книга (слово) перестала иметь целью просвещение умов и улучшение нравов. Сейчас цель лишь одна - заработать! (в гораздо меньшей степени, прославиться).
Скажут: он злобствует, потому что сам не имеет шансов получить премию.
На прямой вопрос «Есть ли шанс, что нынче премию получит никому не известный писатель?», один из членов жюри отвечает: «Думаю, таких шансов мало. Попасть в этот список для неизвестного автора - это уже огромное достижение».
Вот если бы тексты оценивались по качеству, а не по имени автора…
Я вообще считаю, что книги должны публиковаться без фамилии автора (лично я так и сделал). Это позволит быть более объективным в оценках. Ведь важно, не КТО написал, а что и КАК написано!
Но у нас наоборот - важно, не как и что написано, а важно КТО написал.
Кого сейчас интересует качество текста, - главное, чтобы купили! Поскольку именно тиражами определяется успех автора, а отнюдь не силой его идей!
Один питерский чиновник, по совместительству писатель, признался: «Можно, конечно, как большие писатели, годами шлифовать один роман, но, как мне кажется, мы ещё до этого не доросли».
Ну а если ты опубликовал своё произведение за собственные средства, да ещё и реализуешь ниже себестоимости, то на тебя смотрят как на сумасшедшего.
Бескорыстие ныне не в чести. Поэтому многим сейчас покажутся не понятными стенания писателя из кинофильма «Сталкер»: «Душу вложишь, сердце вложишь, - сожрут и душу, и сердце! Мерзость вынешь из души, - жрут мерзость! Они же все поголовно грамотные. У них у всех сенсорное голодание. И все они клубятся вокруг: журналисты, редакторы, критики, бабы какие-то непрерывные… И все требуют: «давай, давай». Какой из меня, к чёрту, писатель, если я ненавижу писать; если для меня это мука, болезненное, постыдное занятие, что-то вроде выдавливания геморроя. Ведь я раньше думал, что от моих книг кто-то становится лучше. Да не нужен я никому! Я сдохну, и через два дня меня забудут и начнут жрать кого-нибудь другого. Ведь я думал переделать их, а переделали-то меня, по своему образу и подобию…»
- Ты так много говоришь интересного. Почему бы тебе не написать роман?
- Вся моя жизнь роман. Да и кому нужны книги? Людям нужна любовь!
- Ты бы мог стать писателем.
- Я не понимаю, как можно быть всего лишь писателем. Это все равно что быть любителем музыки. Писатель не профессия, а призвание и служение. Возможно, даже долг! Настоящий писатель - это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее.
- Ты бы мог прославиться.
- Кому нужна моя слава? Всем нужна любовь. Высшая награда - это получаемое в процессе творчества наслаждение. Сотня проповедей о Христе стоит одного доброго дела. Слава - это от человеков, ее можно купить, она как блеск от света прожекторов; тогда как лишь при вечном мерцании звезд обнаруживается истинная ценность сотворенного. Когда признанья нет, поэт, увы, свободен, когда известен - раб пустой толпы. Он лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Лишь без наград, без всякого признанья, вдали от липкой жизни суеты творит он для себя, как в покаянье. Он Дара раб, а не людской молвы!
- Но ведь кому-то могут оказаться полезны твои стихи.
- Стихи забудут, рукопись сгорит.
- Быть может, вспомнят добрыми словами?
- Не памяти нам нужен монолит, а то, с какими мы умрем сердцами! Когда никто не ждет от нас шедевра, тогда лишь мы способны на шедевр. Для творчества свобода непременна, а неизвестность дарит мне маневр. Стихи - это музыка слов, а роман - как симфония, - главное здесь не цель, а процесс сопереживания, когда если не почувствуешь, то ничего и не поймешь. При этом всякая книга - плод страданий и раздумий автора, и она должна иметь для читателя ценность практическую. Поэтому писать нужно и можно лишь то, что самолично пережил и выстрадал. Причем если не уверен, что твои произведения будут читать через сто лет, не стоит и бумагу марать. Можно опубликовать тома, а на слуху останутся только строчки. Так что справедливо, когда настоящий талант оценивается после смерти. Купить посмертную славу невозможно. Только Вечность дает истинную оценку».
из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» © Николай Кофырин - Новая Русская Литература