Фотография - это магия запечатленного момента отражающего поэтическую, и часто воображаемую надреальность открывшуюся взору художника.
Фотохудожник Роберт Торен (Robert Toren) живущий в Окланде, Калифорния, ищет и находит поэтику в человеке, в природе, духе свободы и в рок музыке. А еще он создает фотоколлажи Фриды Кало, увидев качества присущие свободолюбивой, попирающей условности, живущей искусством и любовью художницы в людях близких ему по времени и духу. Торен наделяет в своем творческом воображении Фриду чертами иных, стремясь показать ее такой, какой она возможно была, но какой ее не увидел и не донес до нас фотограф того времени. Черты эти не столько физические, претендующие на реальность, сколько символические, наделяющие Фриду дополнительной, и кажущейся совершенно естественной, аурой.
Наиболее известен коллаж который Роберт создал на основе фото Фриды и собственного фото Доннетт Тайер (
Donnette Thayer), участницы рок группы калифифорнийского рок-андерграунда Game Theory которую создал Скотт Миллер. Фото
было сделано Тореном во время тура группы в 1983 году в Скараменто.
Фото Фриды американская художник-фотограф
И́моджен Каннингем сделала в 1931 году в Сан Франциско, куда Кало приехала с Диего Ривера, получившим там заказ на несколько росписей.
Коллаж фото Доннетт с револьвером и Фриды оказался настолько удачным, что он разлетелся по социальным сетям не вызывая ни малейшего сомнения в своей подлинности.
Московский художник Александр Джикия, был абсолютно в этом уверен создавая свой коллаж "Фриды" с фото Владимира Маяковского, который он потом использовал для своей инсталляции "Двое".
"Когда я увидел коллаж Фриды сделаный Робертом, я сначала поверил что это реальное фото, а потом подумал что Маяковский бы влюбился в такую женщину. Поэтому я создал таинственную встречу двух молодых революционеров, и думал о том как они подходят друг другу."
Коллаж Джикии тоже оказался на редкость органичным. На фото сделанном в 1911 Маяковский, который отсидел к этому моменту год в тюрьме за политичексую деятельность, запечатлен в год его поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в образе художника - блуза и галстук-пластрон, к которым он добавлял плащ и широкополую шляпу.
Тем не менее взгляд и поза Маяковского на теперь уже двойном коллаже вполне соответствуют созданному символическому изображению отчаянной Фриды. Позже, когда Джикия выяснил автора "Фриды", Роберт Торрен с удовольствием благословил его работу, назвав ее чрезвычайно удачной.
Торен точно и тонко уловил двойственность и склонность к трансформации присутствующие в творчестве Кало, которая часто представляла себя в ином, фантастическом обличье - "я пишу свою собственую реальность", а иногда и в "двойном" видении, наделяя себя чертами ею воображеными или ощущаемыми.
Диего Ривера тоже "видел" Фриду с оружием в руках, оттого возможно и столь естественнен и правдоподобен коллаж "Фриды с револьвером" Торена.
Есть и другие коллажи Торена, например с
фото Мадонны которое сделал Стивен Мейзел (Steven Meisel) в 1992 году, или байкером из
фото серии Скота Помье Modern Americana.
Очень удачна в художественном плане другая работа Роберта Торена 2013 года - коллаж с фото легенды рок музыки Патти Смит (
Patti Smith) сделанном к ее альбому 1975 года
Horses . Она сейчас выставлена в нью-йоркской Danziger Gallery.