О Жизни

Jan 20, 2022 13:58

"На этом месте чтение брошюры пришлось прервать, Владислав Григорьевич освободился, и посетителя пригласили пройти в кабинет.

[Часть 2. Из области философии Игры]
Часть 2.
Из области философии игры.

Теперь несколько отойдем от строгой реальности поля действия и переместимся в область игровой философии. Сразу припомним достаточно известные высказывания: «Проходная пешка» и «Пешка рвется в ферзи».

С философской точки зрения «проходная пешка» - явление однозначное. Как мы уже знаем, пешка, это фигура с потенциалом, равным нулю. Значит, «проходная пешка» - фигура, движимая чужим потенциалом во исполнение кем-то поставленной задачи.

Для собственно пешки, (как физического тела), такое движение не несет в дальнейшем качественного изменения ее игрового статуса. Напротив, если таковое движение пешки направляется фигурой теневой и противником однозначно не разгадан замысел этого хода, «проходная пешка» - реальный кандидат на уничтожение.

Таким образом, «проходную пешку» нельзя считать фигурой, обоснованно претендующей на получение в дальнейшем собственного потенциала движения. Скорее эта фигура - добровольная жертва, где ее «добрая воля» вытекает из непонимания сути предложенного действия и амбициозных личных самооценок, создавшихся у пешки в силу неадекватного восприятия реальности.

Несколько иная картина представляется в случае с «пешкой, рвущейся в ферзи».

Здесь уместно напомнить, что игровой период на нашем поле не имеет временных ограничений. Следовательно, в процессе игры между фигурами одной клетки поля или соседних клеток могут возникать личные неформальные сношения, приводящие в ряде случаев к заключению прочных союзов или созданию временных союзных связей, иной раз не освященных церковью.

Результатом этого выступает появление новых поколений фигур игрового поля. Вновь возникшая игровая фигура обязательно должна быть оценена с точки зрения наличия у нее потенциала движения, поскольку от этого зависит ее дальнейшее позиционирование на игровом поле. При производстве такой оценки обязательно будет принят во внимание социальный игровой статус и потенциал родительских фигур.

Если хотя бы одна из фигур предыдущего поколения являлась фигурой с ненулевым потенциалом, а тем более фигурой теневой, - тень ее распространяется на сыновнюю фигуру и, таким образом, создаются благоприятные стартовые условия.

Новая фигура, возникшая под такой тенью, получает статус «вольноопределяющейся пешки», где в это понятие заложен смысл «формально способная», но уровень ее двигательного потенциала до поры не проявлен.

Так возникает «пешка, рвущаяся в ферзи».

Здесь не нужно понимать высказывание буквально. «В ферзи» не означает того, что в качестве конечного пункта движения намечен именно верхний иерархический игровой уровень. Относительно пешки, - фигуры с нулевым потенциалом, даже переход на уровень фигур с потенциалом переменным, является качественным скачком с необратимыми положительными для ее статуса последствиями.

Справедливости ради надлежит отметить, что статус фигуры с переменным потенциалом не является незыблемым иерархическим критерием. Скорее здесь можно для упрощения понимания провести параллель с общеизвестным «личным» дворянским титулом - личное дворянство не давало права наследования дворянского титула последующими поколениями, а обозначало только личную заслугу носителя привилегии. Завтра твоя заслуга может быть признана несущественной, критерии случайного роста равны здесь условиям случайного падения.

Фигурой, титулованной «личным» дворянским титулом следует считать башню. Приданные башне для ее передвижения пешки являются ресурсом, приписанным к башне в течение всего периода ее функционирования на поле в своем игровом качестве.

По окончании функционального срока деятельности башни, приписанные к ней пешки или их последующие поколения, переводятся в списочный состав персонала (ресурса) другой башни или ладьи, так же пришедшей на место предыдущей.

В данном случае замещение одной башни другой может иногда производиться и по принципу наследования, когда наследник предыдущей башни тоже имеет переменный игровой потенциал и способности ситуационного тенеобразования. Однако «личный» титул может быть аннулирован, если башня войдет в режим «затухающих колебаний потенциала», когда период ее функционирования становится с каждым разом короче, а период простоя - длиннее.

В этом случае распоряжение о создании и функционировании башни отзывается, а сама башня теряет статус и переводится в разряд пешки, либо разменивается, либо раздается в качестве лома и дров для отопления очага.

Далее мы также станем использовать эту систему социальных градаций, поскольку она в полной мере соответствует происходящему на поле, и дает ясное понимание сути философии игры.

Фигуры ранга коня следует относить к фигурам, титулованным «поместным» дворянским титулом. Конь получает свой статус «по месту» своей службы, и, соответственно, - по степени влияния на игровую ситуацию.

Не будем забывать, что точное позиционирование (местонахождение) коня на игровом поле неопределенно, поскольку это составная тенеобразующая фигура. Влияние коня распространяется одновременно на несколько клеток игрового поля, следовательно, круг его личных интересов, а равно круг фигур, захваченных этими интересами или находящихся в тени коня, достаточно широк.

Этим, в том числе определяется и право наследования ранга на таком игровом уровне, - потенциал коня никогда не равен нулю даже в состоянии покоя этой фигуры.

Смысл жизнедеятельности коня - создание и поддержание сферы своего явного и теневого влияния, что передается из поколения к поколению, поскольку является главным жизнеобразующим фактором и признаком фамильной принадлежности. Конь - первая из младших фигур в игровой иерархии, имеющая формальное право на ведение в собственных интересах локальных игровых действий на затененных им клетках.

Однако при этом никоим образом не должны ущемляться или нарушаться интересы общей стратегии игры.

В противном случае, конь может быть объявлен «вне игры», его действия дезавуированы, его влияние на игровые клетки блокировано, а сама фигура разменяна или удалена с игрового поля, в том числе и с поражением в правах наследования.

Конь также имеет право по успешному окончанию службы перейти в разряд «фигур затемнения» или «фигур забвения». Тогда, в первом случае он становится советником собственного преемника или даже вышестоящей фигуры без обязательного перемещения по игровому полю. А во втором, - удаляется на покой с сохранением в сфере его формальных интересов затененных им клеток игрового поля, однако без пожизненной гарантии статус-кво.

Слон или офицер - фигура, причисляемая к «столбовому» дворянству. Вотчина слона обозначена столбами, ограждающими затененные им клетки игрового поля. Вход, а тем более функционирование на территории вотчины слона, возможны только с его собственного согласия.

Даже фигура вышестоящего иерархического уровня обязана соблюдать такое положение дел, поскольку нарушение этого порядка приведет к смуте в рядах слонов и, как следствие, к провалам стратегической составляющей игры в целом.

Логика таких установлений понятна. Слон, в силу своих размеров и норм потребления нуждается в существенных, заранее запасаемых ресурсах жизнеобеспечения, - обширных пастбищах, водоемах, местах проживания, отдыха и досуга. Каждый слон должен быть уверен в своем персональном будущем в рамках общего социального процесса.

Иначе слон в состоянии вести игру, исходя только из личных стратегических замыслов, удовлетворяя потребности лишь той области игрового поля, которая затенена его влиянием.

Кроме того, слон, как фигура составная и сложная, способен строить двойную игру, вводя в заблуждение вышестоящий иерархический игровой уровень, когда собственно фигура слона движется в согласованном направлении, а офицер-погонщик переходит в разряд абсолютно теневой фигуры и становится незаметен на игровом поле.

Такая стратегия деятельности, избранная одним из слонов является крайне опасной для благополучного течения игры, поскольку слоны по определению - фигуры-носители принципов кастовой сплоченности. Если подобные действия на иерархическом уровне пешек или башен практически не влияют на игровую ситуацию, то на уровне кастовых фигур могут привести к фатальным нарушениям избранной королем стратегии и даже досрочной сдаче игры противнику.

Нетрудно понять, что стадо слонов, несущееся вспять, способно сокрушить любые стройные игровые ряды. Поэтому выработан и применяется ряд незыблемых игровых Правил.

Во-первых, интересы кастово-сплоченных фигур - приоритет политической игровой стратегии, поддерживаемый высшим иерархическим игровым уровнем. Во-вторых, кастовая сплоченность должна уравновешиваться противовесом в виде искусственно вводимой стратегии политической разобщенности на принципах разности взглядов, происхождения, вероисповедания или расовой принадлежности.

В-третьих, существует и действует система поощрений лояльности слонов высшему иерархическому уровню и свод взысканий и наказаний, построенных на ущемлении некоторых (но не жизненно определяющих) интересов слонов.

Гарантом слону на соблюдение его прав служит пожизненный, передающийся по наследству титул «столбового» дворянства. Слон знает, что даже если его потомки не выкажут соответствующих игровому уровню знаний и умений, а равно потенциала, тем не менее, игровой ранг будет сохраняться за ними вечно, сами они будут затенены титулом, а для создания необходимого движения или его видимости могут, и будут ангажировать фигуры нижестоящего игрового уровня.

Слон на заслуженном отдыхе чаще всего превращается в фигуру затемнения. Он продолжает диктовать свою волю подведомственной области игрового поля до глубокой старости, умело подменяя понятия - формальный наследник, пришедший на место слона, еще долгое время продолжает действовать в интересах предыдущего хозяина, наивно полагая, что действует в собственных интересах.

Такое положение сохраняется до тех пор, пока старый слон пребывает в здравом уме и чистой памяти. Фигурой забвения старый слон становится редко, - для этого у него слишком велик игровой потенциал и накопленный опыт.

Старых слонов нередко обвиняют в том, что они де, до последнего цепляются за игру, в то время как, давно бы пора передать бразды правления молодому поколению.

Но старого слона не проведешь. Два тигра в одном логове не живут. А даже если живут, у одного из них обязательно крепкие зубы, но второй - прикрыт большим лопухом от солнца.

И, наконец, высший уровень иерархии. Здесь все понятно. Ферзь или советник в том случае, если по факту рождения не принадлежит к особам королевской крови, получает титул «боярина».

Известны факты, когда обязанности советника по должности исполняла фигура, имевшая титул «князя», но в дальнейшем, в подавляющем большинстве случаев, она также получала боярское достоинство.

Особы королевской крови несут титул «принца» или «королевича». Понятно, что в случае принадлежности этих особ к женскому сословию, титул видоизменяется на «принцессу» и «королевну» соответственно. Если же обязанности советника возложены на супругу монарха, она носит титул «королевы».

Советник, какой бы титул он ни нес, обязан нести на лице неизменно невозмутимое выражение, в том числе и тогда, когда совершаемые им деяния расходятся с королевскими интересами и чаяниями кардинально.

Это не позволяет нижестоящим иерархическим игровым уровням сеять смуту разговорами о том, что, якобы: «…не все ладно в Датском королевстве».

Кроме того, королю гораздо приятнее общаться с фигурой, которая не несет на челе печать горестных раздумий о судьбах игры, поскольку, как известно, таким раздумьям может предаваться только король, как гарант нерушимого игрового порядка.

Даже сообщая: «Ваше величество, Ваши минуты сочтены, противник объявляет Вам…», советник не имеет права называть вещи своими именами и должен обойтись без бранного слова «мат», заменив его, к примеру, выражением: «кризис» или «дефолт».

Такое заявление - проявление подлинного гуманизма к новопреставленной королевской особе в силу того, что слово «кризис» наводит на мысли о не потерянной еще возможности введения антикризисного управления, а слово «дефолт» вообще непонятно что означает, из-за игривой приставки «де» явно французского происхождения.

Что касается короля, - король может все и ничем никому не обязан.

Но об этом мало кто догадывается. Многие почему-то считают, что королю нужно большинство, чтобы считаться королем, а иначе мол, - какой он король?

На самом деле - король сам по себе.

А вот большинству без короля никак нельзя. В разные периоды на игровом поле ставили такие эксперименты. Возьмут иной раз, да короля и упразднят. А все для чего? Чтобы в очередной раз убедиться: монархия - мать порядка.

Приходится выбирать нового. Вернее, создавать видимость, что его выбрали из наиболее достойных.

На самом деле, все обстоит не так. Достойные приходят сами, и выбирать их не нужно. Если он уже «достоин», зачем еще раз искать подтверждения?

Здесь, кстати, нередко возникает игровая ошибка. Некая фигура или ряд фигур, вбившие себе в голову, что именно их услуги служили порукой для восшествия монарха на престол, надоедают королю напоминаниями об этом при каждом удобном и неудобном случае.

И неприятно удивляются после, оказавшись вскорости приписанными к славному, но безвестному отряду пешек.

А удивляться тут нечему. Как уже ранее было сказано, - король никому ничем не обязан.

По большому счету это, конечно, не совсем истина. Но сие - есть уже иной уровень игрового мироощущения…
Previous post Next post
Up