В Израиле настигает удивительное ощущение: что античность - это не то, что было когда-то давно и с какими-то совершенно другими людьми (которые и построили пирамиды, храмы или написали всем известные произведения). А то, что до сих пор присутствует среди нас в самой повседневной жизни.
Отчасти, конечно, этому способствует язык: немного архаичный, восстановленный по древним источникам. Например, кричат крановщики на стройках по всему миру: "Майна! Вира!", а это то же, что кормчий командовал финикийским гребцам 4 тысячи лет назад. Обычные такие ивритские слова. "Майм" - "вода" и "авир" - воздух.
Или вот Сузы. Казалось бы, где мы и где он, древний исчезнувший город междуречья. А царя Артаксеркса кто помнит, поднимите руки? А каждый год весь Израиль выходит на улицы в костюмах в честь того же праздника, что был 2500 лет назад при этом царе. Называется Пурим. Тысячи детей надевают костюмы Артаксеркса, его жены Эстер и одного из придворных, коварного Амана. Правда, костюмы эти не отличаются уже исторической достоверностью, так, белые балахончики с золотистыми оторочками.
Если хочется увидеть, как Эстер и Аман выглядели в своем историческом контексте, очень рекомендую посетить выставку Любови Мингазитиновой "Свиток Эстер". Люба - талантливая художница и специалист по историческими театральным костюмам. Поэтому ее интерпретация исторических персонажей, хоть и фантазийная, но базируется на достоверных фактах об особенностях кроя, украшений и даже оружия.
Центральная композиция - сцена пира, очень драматична. За столом восседают советник царя Аман и царица Эстер. Коварный план Амана по истреблению евреев, который он строил втайне от царя, уже раскрыт, и царь уже приказал убить Амана. Но он еще не знает об этом и планирует просто хорошенько перекусить. Не видит, что еда его уже обратилась в прах. Не обращает внимания и на то, что царица ничего не ест, постится.
На царице наряд по вавилонской моде, с короной из золотых листьев, меховой юбкой и многоярусным ожерельем.
Посмотрите, все сделано из элементарных материалов: упаковочной бумаги, фольги и детских бус, а общее впечатление роскошное. Вот он, талант художника создать нужный образ из чего угодно.
Аман тоже принарядился по случаю приглашения к царскому столу. А треугольная форма его шапки - отсылка к традиционным праздничным печенькам-треугольникам под названием "уши Амана".
Кстати, там за Аманом можно увидеть саму ходожницу, тоже в черном с золотом, под стать всей выставке.
На стенах "пиршественной залы" висят портреты непосредственных участников пуримских событий. Очень живые персонажи получились.
Вот, например, Эстер:
Главный евнух:
Мордехай, воспитатель Эстер:
И многие другие. Очень интересно рассматривать эти рисунки, каждая деталь в них не случайна, все имеет смысл. Например, рифма короны Эстер и Вашти, предыдущей жены царя или их сандалии, позволяющие обладательницам никогда не касаться земли.
При входе на выставку есть еще интересные работы, уже про современный Израиль. Очень узнаваемые пейзажи.
Выставка находится в Яффо, галерея "Мигдалор" (улица Ха-Мигдалор, 13). До обеда четверга, 8 апреля, она еще будет там, потом переезжает. Но я бы советовала постараться успеть посмотреть ее именно в Яффо, потому что сами стены зала и освещение добавляют эффектности всему представленному.
Галерею проще всего искать так: дойти до музея Иланы Гур, потом (стоя лицом к морю), повернуть налево, перейти через дорогу к кафе Jasia, и пройти чуть дальше к зданию в лесах. Там будет стеклянная дверь.
А если не успеете, то к Пейсаху Люба задумала еще одну театрельно-историческую композицию, уже с египетскими мотивами. А в Хануку - с греко-римскими. Жду с нетерпением!