Я всегда мечтала попасть на генеральную репетицию какой-нибудь оперы. Мне казалось, есть в этом что-то интригующее: войти в привилегированный круг избранных, увидевших все еще до премьеры.
И вот мне повезло, вчера меня пригласили на генеральную репетицию оперы Пуччини «Ласточка» («La Rondine»). И это, кстати, вдвойне интересно: «Ласточку» ставят очень редко. Даже «Метрополитан Опера» ее показывали всего несколько раз. И ставил ее там тот же режиссер-постановщик, который представляет ее в Израильской опере, Николя Жоэль. Это вообще человек-легенда, даже только ради него стоит пойти смотреть эту оперу. Ну или «Тоску» на Масаде летом, потому что там тоже он будет.
Насчет генеральной репетиции сразу раскрою интригу: особо ничем она от обычного представления не отличается. Разве что музыканты и публика одеты в простую, не парадную одежду. Кстати, народу был полный зал. Возможно, на генеральные репетиции тоже продают билеты? Интересно, я бы ходила регулярно.
Сюжет оперы такой: во время приема в салоне светской львицы Магды, поэт Прунье заводит разговор о романтической любви. Покровитель Магды, солидный мужчина, удивительно похожий на поэта Бялика, высмеивает эту идею. И тут Магда проявляет неожиданную сентиментальность, вспомнив давнюю историю о встрече с незнакомцем, который очень романтично угостил ее в баре пивом. Ну, все посмеялись и забыли, а Магда внезапно решила вспомнить молодость, повторив ту же историю. Под руку ей удачно попался провинциальный молодой человек, впервые оказавшийся в Париже. Ему тоже город вскружил голову ибо «первый вечер в Париже - это как увидеть море в первый раз», как точно сказала служанка Магды. В общем, «демон романтики» овладел ими, влюбленные решают бежать на Лазурный берег… Где, через некоторое время, естественно, оказываются совершенно без денег. И тут Магда серьезно призадумалась, ехать ли с наивным Руджеро в скромный домик его родителей или же вернуться к богатому покровителю и прежней жизни.
Терзания ее выражены в очень эмоциональной арии совершенно в духе «Мадам Баттерфляй». Но, как ни удивительно для Пуччини, в конце никто не умирает. И это тоже делает эту оперу уникальной среди других произведений этого автора, известного любителя убивать главных героинь.
Вот бодрая нарезка из основных сцен:
Click to view
Вообще «Ласточка» задумывалась как оперетта и названа «лирической комедией», хотя комедийная составляющая и выглядит несколько притянутой за уши. Но зато жанр позволил использовать мотивы вальсов, танго и чарльстона в музыке.
Эти мелодии были популярны в 20-х годах прошлого века, когда и происходит действие оперы (она была написана в 1917-м). И атмосфера того времени великолепно отражена в декорациях и костюмах.
В интерьере салона, например, изумительные золотистые стенные росписи в духе Альфонса Мухи удачно контрастируют с мраморными колоннами с бирюзовыми геометрическими узорами в модном в начале прошлого века «египетском» стиле.
В парижском кафе уличные фонари светят через витражи с абстрактным орнаментом в стиле модерн.
А стеклянный чайный павильон в Ницце с мозаичными колоннами и витражами Тиффани с узорами из ирисов - просто произведение искусства.
Отдельная тема - костюмы. Понравятся любителям «Аббатства Даунтон». Даже в массовой сцене в кафе у всех присутствующих дам разные и очень интересные платья и шляпки. Неудивительно, ведь дизайнер костюмов, итальянка Франка Скарцьяпино, является обладательницей «Оскара» за фильм «Сирано де Бержерак» и множества других премий.
Правда мужские образы более однообразны, к тому же всем в обязательном порядке приделали усы. И, надо сказать, исполнителю роли «романтического юноши» Роджеро (Зорану Тодоровичу) усы очень сильно добавляют возраста. Сразу вспоминается известная фраза про «молодая была не молода». Но, что делать, опера - искусство условностей.
Зато вот Магда просто идеально вписывается в образ. Я видела в главной роли румынскую певицу Аурелию Флориан. Кроме нее, на эту партию в программе анонсирована Ирина Бертман. Вот
тут она рассказывает про «Ласточку».
В общем, эта опера - то, на что однозначно стоит посмотреть. Тем более, что ставят ее не так часто и когда еще будет другой шанс увидеть.
В Израильской Опере идти она будет с 9 по 24 января.
Вот информация на сайте:
http://www.israel-opera.co.il/Eng/?CategoryID=723&ArticleID=2009 (англ.)
http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=816&ArticleID=3157 (иврит)
Все фотографии - пресс-служба Израильской Оперы.