Большинство моих знакомых считают, что звуки греческого музыкального инструмента бузуки - это типа звуков волынки. В смысле, если ты родился не в килте, то воспринимать тяжеловато.
Звуки, конечно, и правда специфические. Но у меня от них сразу возникают романтические воспоминания.
Например, история про «зызычного деда».
Когда мы приехали в Афины в самый-самый первый раз, то где-то в темных переулках Плаки наткнулись на одну странную таверну под названием «У платана». Кроме обозначенного в названии дерева, там было еще несколько крошечных столиков, втиснутых в узкий переулок между заборами заброшенных особняков. И нас не остановило даже то, что соскочивший с одного из заборов котик зашвырнул нам на стол увесистую порцию цемента и обвалившийся кирпич.
Как оказалось, не зря мы там остались, потому что вскоре за одним из столиков появился крайне колоритный дед с гитарой, который начал играть старинные песни. Причем, в некоторых местах он прерывался, чтобы изобразить звуки типа «зызызы». «С ним должен быть бузукист! Но его нет и поэтому музыкант изображает партию бузуки голосом», - догадались мы. Но пел он, правда, крайне проникновенно, и скорее для себя, чем для немногочисленной публики.
Странным образом на следующий год мы встретили его на торговой ул. Эрму, разговорились, оказалось, его зовут Хараламбис и он родом с Закинтоса.
Через год - снова, уже в другом месте. Тогда же он сказал нам название закусочной в Калитее, где регулярно выступает, а мы пообещали ему принести фотографии. Но, к сожалению, в тот день, когда мы пришли в ту закусочную, дед плохо себя чувствовал и встретиться не смог.
А на следующий год та закусочная закрылась. Кстати, «У Платона» тоже больше нет, но это совсем неудивительно.
А вот «зызычного деда» я все равно невольно высматриваю каждый раз среди уличных музыкантов. После всех этих случайных встреч он уже кажется чем-то вроде вездесущего афинского духа.
Вот, кстати, фотография, увидите его в Афинах, передавайте привет :)
И еще одна история: про рембетико.
С тем же пылом с которым я порываюсь каждый раз в Питере первым делом пойти в Эрмитаж (но меня все время что-то отвлекает), в Афинах я жажду посетить оперу или театр. Так и в прошлом году. Пока я разрывалась между «Волшебной флейтой» и трибьютами Тома Вейтса, моя подруга Катя предложила сходить в одно аутентичное рембетадико в Пиреях.
Здраво рассудив, что Том Вейтс все равно был бы не настоящий, а Моцарт - вечен и еще успеется, мы выбрали рембетадико, конечно.
Это такое место, где поют рембетико. А рембетико - это такой вид городского романса из 20-50-х гг прошлого столетия.
Очень интересный жанр, кстати. Название происходит от от древнегеческого слова ρέμβομαι, означающего "блуждать без определенной цели", "бродить", "слоняться". Герой этих песен - человек, который нигде не задерживается, не пускает корней, живет вне общественных ценностей. Иногда у него, правда, есть какая-то работа, типа грузчика или рыбака. А иногда он просто курит опиум в промежутках между криминальными делишками. Но в целом, такой вот образ романтического раздолбая. И, параллельно, отражение всей греческой истории первой половины 20-ого века: от малоазиатской трагедии до второй мировой войны и массовой эмиграции.
И сейчас еще можно застать тех, кто выступал в этом жанре на пике его популярности, и этот шанс нельзя упускать.
Кстати, если интересно про жанр, посмотрите греческий фильм «Рембетико», он офигенный, правда.
Мы отправились в рембетадико под названием «Анифори». Оно интересно еще тем, что находится в здании начальной школы, которая закрылась 100 лет назад, но с тех пор почти не перестраивалась. Скрипучие узкие деревянные лестницы, высокие двери, масса старинных деталей - очень увлекательно.
В 10 вечера залы были еще пустые. Народ начал подтягиваться к 11: нарядные девицы, романтические парочки под 50 и группы фанатов, т. к. выступать должна была одна из главных звезд жанра.
В двенадцатом часу появились музыканты. Сначала пришли два парня, похожие на сисадминов. Потом мужчина с микро-бузуки.
И, когда они уже разыгрались, в зал вплыла солистка. Это надо было видеть! Представьте себе женщину типажа Татьяны Толстой, только если бы она вообразила себя повелительницей вселенной.
Серьезно, исполнительница крайне впечатляла царственными манерами, при том, что выглядела как маленький уютный колобочек.
И пела она, прерываясь на то, чтобы то поздороваться со знакомыми, то благосклонно кивнуть кому-то.
Говорят, что часам к двум ночи посетители настолько воодушевляются, что пускаются в пляс, а к 4-м начинают бить тарелки. К сожалению, мы оказались не такими стойкими, поэтому чинно послушали музыку и ушли раньше, чем началось самое веселье и угар.
Но я бы еще как-нибудь вернулась (предварительно выспавшись днем)!
Если что, адрес такой: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΓΕΩΡΓΙΟΥ 47 ΠΕΙΡΑΙΑΣ.
https://www.facebook.com/ANIFORI.REMPETADIKO Для тех, кто дочитал до конца, видео, чтобы представить себе, как оно все было:
Click to view
Click to view
P.S. Кстати, о музыке. Крайне рекомендую еще афинский музей музыкальных инструментов. Во-первых, он бесплатный. Во-вторых, он находится в милейшем старинном особнячке около Башни Ветров на Плаке. В-третьих, там можно не только посмотреть и почитать, но и послушать звучание каждого инструмента в наушниках. Правда, когда я там была в прошлый раз, то эти наушники оккупировали детсадовцы, которые устроили модную "беззвучную" дискотеку, танцуя каждый под свою музыку. Но так даже веселее :)