Товарищ Педерсен / Gymnaslærer Pedersen (2006) Норвегия

Oct 12, 2021 08:42




Режиссёр: Ханс Петер Муланд

Сценарий: Hans Petter Blad, Dag Solstad

В ролях: Кристоффер Йонер, Эни Даль Торп, Энн Рюг, Ян Гуннар Рёйсе, Стиг Хенрик Хофф, Фритьоф Сохэйм, Силье Торп, Йон Эйгарден, Элин Сон, Генриетта Стинстрап и другие.

Если вдруг вы прочитали описание на КиноПоиске и ждёте от «Товарища Педерсона» серьёзную картину про норвежскую коммунистическую партию, будь она сто раз права или тысячу раз не права, ищите другой фильм. Потому что по большому счёту работа режиссёра Ханса Петтера - это гротескная сатира на события конца шестидесятых и семидесятых пополам с историей любви, вернее, страсти.
[Spoiler (click to open)]


И, кстати, как гротескная сатира «Товарищ Педерсон» фактически шедевр! Проблемы начинаются, когда пытаешься найти в картине правдоподобность, жизненность и приземлённость. Вот есть, к примеру, южно-корейский фильм «Тележка» про забастовку кассиров в супермаркете. Вот там без ярлыков идеологий показано как живут кассирши и прочие работники торговой сети, чего в их жизни не хватает, почему они вообще забастовали, как именно пытались повлиять на руководство и как владельцы супермаркета пытались прижимать их к ногтю.

И не важно кто за восстание рабочих, за революцию и диктатуру пролетариата, а кто против и даже вспоминать не хочет эту тему. Вопрос лишь в том, чтобы была система, логика, причинно-следственная связь в повествовании. Но вместо этого экранная норвежская ячейка коммунистов напоминает этакую помесь хиппи с современной либеральной молодёжью. Точнее, я вижу на экране хиппи и медийный образ современной либеральной молодёжи.




Коммунисты в фильме, естественно, хотят поднять рабочих на борьбу и в перспективу устроить революцию, чтобы угнетённые с оружием в руках низвергли жадных, алчных и корыстных. При этом надо понимать, что угнетённым, видимо, совсем невыносимо. Наверное, там цены адские, налоги, полное бесправие перед лицом чиновников и прочих беспринципных власть имущих. Но нет, почти за два часа мы только раз услышим что-то там про повышение цен на молоко. Чуть позже один-единственный разочек, ну, может быть, пару раз на экране как будто реализуется конфликт рабочих и интеллигенции. Вот, например, идейные, которые уже горят желанием расстреливать врагов, а вот учитель, который против крови. И, наконец, в развязке мы мельком так услышим про одинаковый оклад для новичков и ветеранов производства. Всё!




А в остальном мы видим демагогов в вакууме, которые вообще не понимают почему, зачем, ради чего и как! Пустые лозунги, пустая болтовня и абсолютно пустые инициативы. И вся борьба у них ради борьбы, которая, естественно, кончается ничем. А ведь у нас как будто бы подполье, которое проводит свои встречи так, чтобы никто и никогда не догадался! Наверное, им кто-то угрожает? Да нет, все коммунисты в фильме, как тот неуловимый Джо, который даром никому не нужен.




Ну как? Рождается ассоциация с подростками, которые бунтуют потому что? Ничего не умею, ничего не знаю, но бороться буду! Даёшь свободу! Долой диктатуру! Бунтуй и веселись, стреляй и радуйся в своём воображении, чтоб победить противных, нудных, распроклятых взрослых! А что потом? Что строить и к чему стремиться? А пофи-и-иг! Свобода как-нибудь сама нам всё разрулит. Вот так, только заместо чернокожих, латиносов, сильных и независимых девчонок со всем разнообразием энтузиастов от ЛГБТ здесь вроде бы страдает пролетариат, а на устах защитников зазубренная ими теория от Карла Маркса. В сети, в одной-единственной положительной рецензии фильм похвалили за своеобразную историю взросления. Да-да, отчасти она здесь заметна, но в тоже время посыл взросления здесь дико упрощён!



Но хуже всего то, вся история становится такой отчасти из-за главного героя, учителя, товарища Педерсона. Я же говорил о том, что фильм почти и не пытается раскрыть конфликт рабочего с интеллигентом, желания возмездия или обыкновенной злобы от невежды с идеалами образованного человека? А всё во многом потому, что Педерсон ни разу не идейный, индифферентный либерал, а прямо типовой ботаник, которым овладела страсть! Нет, не страсть, а стр-р-р-расть! Поэтому ему абсолютно пофиг кто, зачем, ради чего, как именно, какой ценой и что вообще тут происходит =\ Ну да, на одном собрании он вставил свои пять копеек про то, что Сталин - зло. На этом всё :)



А в остальном, нам демонстрируют либо коммунистов в вакууме, либо обычный и топорный трах Педерсона с горящей жаждой революции коммунисткой Ниной. У двоих нашлась свободная минута? Они потрахались. Ячейка партии прибыла с собрания. Они устали и потихоньку разбредаются по койкам и стоит только товарищам немножко отвернуться, как парочка пытается потрахаться.




Коммунисты хором поют песню? Товарищ Педерсон засовывает руку под юбку Нины, чтоб прям в процессе исполнения довести подругу до оргазма. Да-да, вот в СССР у коммунистов секса не было, а у норвежской партии он был! И даже дело партии приходит к своему концу почти синхронно после того, как пара расстаётся.



Педерсон влюбился и загорелся страстью к желанной женщине, и к непонятной, странной для него борьбе. И он боролся, хотя и сам-то толком не понимал за что. Но вот любовнички решили разойтись и коммунисты в вакууме внезапно рассосались по щелям. Ух ты, какие параллели! Какой посыл от умудрённого и убелённого сединами учителя!


политика, фильм, история, драма, сатира, отзыв, мелодрама

Previous post Next post
Up