В ролях: Якоб Седергрен, Джессика Диннаж, Омар Шаргави, Йохан Олсен, Якоб Ульрик Ломанн, Катинка Эверс-Янсен, Жанетт Линдбёк, Симон Беннебьёрг, Лаура Бро, Мортен Суурбалле и другие.
Отличная камерная драма о диспетчере датской экстренной службы! Одна из лент, которая даёт возможность познакомиться со сложной, важной и ответственной работой изнутри.
[Spoiler (click to open)] Вот, например, мы позвонили в службу112, оператор принял наши данные и отключился, чтобы передать инфу бригаде скорой, пожарным и ближайшей машине патруля. И всё! Он просто передатчик, который сделал дело и свободен, чтобы ответить на другой звонок.
Или на самом деле всё может быть немножечко сложнее? Была же, например, история с американской социальной рекламой, где девушка позвонила в полицию, чтоб заказать пиццу пеперони и в тоже время попытаться дать оператору понять, что дело вовсе и не в пицце. А, если вдруг звонок можно назвать обычным, но вот впоследствии оператор не сможет так просто переключиться на другой звонок? Возможно, ситуация потребует, чтоб оператор стал связующим звеном меж жертвой преступления, преступником, полицией и скорой помощью? И именно терпение, смекалка и инициативность оператора позволит медикам и копам на местах максимально правильно и быстро разобраться с возникшим инцидентом.
Именно такой звонок и поступил на пульт Асгера Хольма, диспетчера в Северной Зеландии. Сначала Асгер ничего не понял, но потом стал активнейшим участником событий. Отлично! На таких ответственных и инициативных людях, наверное, и держится земля! Вот только…
Чем дальше, тем больше инициативность Асгера становится настоящим наваждением, которое грозит смешать все карты коллегам по диспетчерской и копам. Да и инцидент попался не простой, а с самым настоящим двойным дном. И, если Асгер вдруг решит махнуть с плеча или пропустит что-то мимо уха, возмездие станет преступлением, невинный пострадает ни за что, а виновный уйдет от наказания.
Тем временем у Асгера свои проблемы, свой кошмар и свой скелет в шкафу. И что нас ждёт? Он потеряет над собой контроль и всё погубит? Или проблема Асгера как раз и даст возможность достучаться до того, кто хочет и готов переступить за грань?
Плюсы
Режиссура. Весь фильм - своеобразный градиент. Чем больше напряжения в сценарии, тем больше в кадре темноты. Сначала Асгер работает в освещённом зале диспетчерской, затем он переходит в комнатушку, из которой освещённый зал воспринимается каким-то другим миром. И, наконец, он опускает жалюзи и тьма сгущается. А в апогее нет ничего, кроме лица, подсвеченного красной, аварийной лампой.
Преступление и наказание или скорее преступление и осознание. Да, фильм не совсем про подвиг одного диспетчера, который сделал всё возможное и невозможное, чтоб помочь пострадавшим от преступления. На самом деле, «Виновный» - это два раскаяния в одном флаконе и два пути от отрицания убийства до осознания с принятием положенного наказания.
Минусы, точнее, один минус.
Я люблю кино и книги о профессионалах, но не люблю истории о профи, которые буквально балансирует на грани срыва и безумия. При этом они всё равно работают, да ещё и на ответственных местах! Я понимаю, что профессионалы - это тоже люди, а работа даёт нехилый такой стресс. И я знаю, что драматургам нужен не просто образ, который мог бы стать примером, а драма, много драмы с экспрессией, которая обязана переливаться через край экрана!
Поэтому профи на экране одной рукой работает свою работу, а другой превозмогает не только обстоятельства извне, но и самого себя. Или не превозмогает и тогда сценарий уверяет нас, что именно душевные проблемы, психотравма, а то и откровенный психоз послужили нашему герою верой правдой, когда глупые, эгоистичные и чёрствые окружающие мешали ему делать своё дело.
Вот и Асгер сначала адекватен, затем едва способен совладать с собой и, наконец, становится буквально одержим как связью с жертвой преступления, так и проблемой личного характера. Поэтому чем больше нарастало напряжение, тем больше мне хотелось оттащить его трубки, что он там нечаянно и вольно, и невольно не наломал там дров. Да-да, я вижу поучительную драму, но я бы не хотел, чтобы в один из дней моя бы жизнь зависела от человека, которому не на работу надо, а к психологу.
Теперь мне интересно только то, насколько фильм с Джейком Джилленхолом получится вторичным или самобытным по отношению к датской постановке? Неужто Голливуд решит, что можно и нужно изменить не только имена и географию, но и историю? Или не бывать тому?